Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
N-728-MI-2
Вернуться   Форум Киев | ForumKiev.com > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города (лучшие темы раздела)

Киев с древнейших времен до второй половины XVII в.

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 13.07.2007, 14:45   #1
Приписанный
 Аватар для Oktolom
IP:
Сообщений: 591
"Спасибок": 81
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Киев с древнейших времен до второй половины XVII в.

История Киева начинается с глубины веков. На его территории еще в древние времена были первобытные стоянки и поселения. Одно из таких поселений, существовавшее 20—25 тыс. лет назад, известное под названием Кирилловская стоянка, обнаружил в 1893 г. археолог В. В. Хвойка на ул. Фрунзе, 59—61. Здесь на глубине около 22 м были найдены различные бытовые предметы из камня, кости животных, обломки бивня мамонта, бытовые остатки древесного угля и др. Такие же стоянки позднего палеолита на глубине 16 м были обнаружены в конце XIX в. в Протасовом яру (ул. Степана Разина).

При археологических раскопках найдено большое количество стоянок эпохи неолита (VIII — IV вв. до н.э.). Поселения земледельческо-скотоводческих племен (конец IV и начало III вв. до н.э.), известные под названием трипольских, найдены на Старокиевской горе (ул. Владимирская, 2), на Сырце и Замковой горе, на Кияновском пер. и в других местах.

В поселениях раннего периода железного века в Феофании найдены коринфские монеты (V в. до н. э.), а на горе Киселевке — греческий светильник (IV—III вв. до н. э.), что свидетельствует о торговых связях с греческими городами — колониями Северного Причерноморья.

Одно из древнейших городищ, относящихся к так называемой зарубинецкой культуре (I в. н. э.), обнаружено на Юрковской горе и на низинных территориях. При раскопках 1969—1971 гг. на правом берегу реки Почайны в районе Оболони на площади 2600 м2 выявлены 13 жилищ. Это жилища прямоугольной формы из дерева, вокруг которых размещены хозяйственные ямы. Они датируются II в. до н. э., а также II в. н.э. и серединой I в. н. э. Всего найдено 364 ямы. Городища I в. н. э. и послужили, очевидно, основой для развития древнего Киева.

Основание Киева, как и многих других древних городов, овеяно поэтическими легендами. Одна из них дошла до нас в летописи XII в. «Повесть временных лет».

«Быша три братья,— повествует летописец,— единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. Седяше Кий на горе, идеже ныне оувоз Боричев, а Щек седяше на горе, идеже ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица, и створиша град, во имя брата своего старейшего и наре-коша имя ему Киев. И бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудры и смыслени, и нарицахуся Поляне, от них же суть Поляне в Киеве и до сего дня».

«Повесть временных лет» не указывает даты основания Киева, но в других летописях (армянская хроника VII в., произведения Прокопия, Агафия и других византийских историков) говорится, что строительство древнейшего киевского городища нужно отнести ко второй половине VI — первой половине VII вв.

Это первое городище площадью 0,75 га, ставшее позднее ядром укрепленного центра города, располагалось на северном углу Старокиевской горы. С трех сторон оно было окружено крутыми обрывами, поднимавшимися на 113 м выше уровня Днепра. С юга от курганов древнего могильника его отделял ров, проходивший через все плато (между фундаментом Десятинной церкви и нынешним зданием Исторического музея).

В 882 г. новгородский князь Олег, завладев Киевом, сделал его княжеской столицей, провозгласив: «Се бути мати градом русским». С деятельностью Олега связано объединение древнерусских земель в единое государство. Киев становится стольным городом могущественного Древнерусского государства, колыбелью трех братских народов — русского, украинского и белорусского. В городе начали строиться княжеские дворцы и оборонительные сооружения.

Ландшафт городской территории тех эпох мало чем напоминал современный, Днепр был гораздо шире, полноводней. Он протекал на месте нынешнего Трухапова острова. На территории Подола и Оболони, у подножия Старокиевской горы, протянулась река Почайна. В нес вливалось несколько ручьев. В самый большой из них — Глубочицу — впадал ручей Киянка, протекавший по нынешним Кожемякам и Кияновскому пер.

Низменная местность Подола в IX—X вв. была уже заселена.

Выгодное географическое положение Киева на широком водном торговом пути «из варяг в греки» по Днепру способствовало его быстрому развитию. В IX и первой половине X в. Киев уже считался самым большим торговым центром Восточной Европы, через него проходила транзитная торговля между Востоком и Западом.

Наибольшего развития город достиг в конце X и начале XI вв., в период княжения Владимира Святославича (980—1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).

Княжение Владимира, было «кульминационным пунктом» в истории киевского древнерусского государства. Киевская Русь добивается наибольшего политического могущества. Ее столица Киев превращается в крупнейший центр торговли, ремесла и х культуры, соперничая со столицей Византийской империи Константинополем. В первые годы княжения Владимира был создан своеобразный пантеон языческих богов: «...и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяиа, а главу его сребрену».

Однако Киевское святилище просуществовало недолго. Оно было уничтожено в период принятия христианства на Руси (988 г.). Принятие христианства и централизация государственной власти способствовали укреплению и развитию политических и культурных связей Руси с Византией и другими христианскими государствами Европы, ее экономическому расцвету. В этот период деревянное и каменное зодчество формирует облик Киева как древнерусского города. Увеличивается его население, город расширяет свои границы, что привело к уничтожению древнею заюродного могильника и окружающих город старых рвов и валов Древний ров, отделявший маленькое городище от языческого некрополя, был засыпан, а языческий курганный могильник начал застраиваться и превратился в центр Нового «города Владимира», занявшего почти 10 га площади. Несмотря на рост территории, город оставался разделенным на верхнюю и нижнюю части.

Верхний город — Детинец («город Владимира») располагался на Старокиевской горе и являлся военно-административным центром. Его окружали укрепления — сложенные из деревянных колод клети, заполненные землей и глиной, а снаружи обвалованные землей. Такой вал располагался вдоль крупных обрывов урочища Гончары, где находится Десятинный пер., вел на юг до нынешней ул. Большая Житомирская, затем поворачивал на запад до пересечения с ул. Владимирской. Здесь находился главный въезд с южной стороны в Верхний город — Софийские ворота, через которые в XIII в. войска хана Батыя ворвались в Киев. Ворота представляли собой монументальное сооружение башенного типа из камня, квадратное в плане, размером 10 X 10 м с арочным пролетом около 6 м. Контуры части сохранившихся фундаментов напротив дома по ул. Владимирской, 11 выложены булыжным камнем.

С Большой Житомирской на углу нынешней Михайловской пл. (пл. Калинина) вал поворачивал на север. На месте, где находится 6-я школа, стояли ворота, ведущие к Боричеву взвозу, известные в XVI в. под названием Михайловских. От них укрепления тянулись до нынешнего фуникулера и, отклоняясь на северо-запад, шли по верхней террасе Владимирской горки до Андреевского спуска (северный угол Старокиевской горы). Приблизительно там, где стоит Андреевская церковь, были сооружены Подольские, или Киевские ворота.

На верхнем плато, где располагается Исторический музей, у Десятинного пер. замыкались оборонительные валы «города Владимира».

Нижний город находился на месте нынешнего Подола. В районе Контрактовой пл. (Красной пл.) при проведении земляных работ на трассе второй очереди метрополитена выявлен культурный слой IX—X вв. Найдены остатки деревянных сооружений, мостовая, а также домашняя утварь.

Представляет интерес усадьба купца X в. Все три здания (два из них хозяйственные) построены из сосновых колод, соединенных в облонь. Венцы стен тщательно подогнаны друг к другу. Жилой дом площадью 30 м2 был 2-этажный, с крытой галереей на уровне второго этажа. Окна украшали резные наличники, их остатки найдены при раскопках.

В 1973 г. у подножия Замковой горы при строительстве крытого рынка раскопан целый городской квартал IX—XI вв. с шестью строительными горрізонтами, который располагался на берегу ручья. Усадьбы были небольших размеров, ограждались деревянными заборами. К берегу ручья, укрепленному деревянными подпорными стенками, были проложены деревянные мостки — тротуары.

В устье реки Почайны располагался большой торговый порт.

В XI в. в Верхнем и Нижнем городе широко развернулось строительство церквей и монастырей. Их возводили преимущественно на возвышенностях, где прежде стояли изображения языческих богов. Об этом свидетельствует сказание летописца: «...повеле Владимир рубити церкви и поставляти по местам, идеже стояху кумири, постави церковь Василия на холме, идеже стояше кумир Перун и прочий».

В 989 г. князь Владимир заложил главный собор города — Богородичную (Десятинную) церковь. Вслед за тем Владимир провозгласил: «...даю церкви сей Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть». С тех пор ее стали называть Десятинной. Она была первым каменным монументальным сооружением города, многоглавой — «о 15 верхах», что характерно для восточно-христианского церковного зодчества. Основой ее является шестистолпный крестовокупольный храм размерами 26 X X 16 м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. Внутри ее украшала богатая фресковая живопись и мозаика; полы были устланы плитами из мрамора и шифера с мозаикой. В 1240 г. церковь была разрушена осадными орудиями хана Батыя.

Десятинную церковь построили на небольшой городской парадной площади в виде своеобразного форума, известной в летописях под названием Бабин торжок. Площадь украшали скульптуры, привезенные князем Владимиром из Корсуня (Херсонеса).

Во время археологических раскопок были найдены также развалины княжеских каменных зданий X—XI вв. и большое количество жилищ-мастерских княжеских холопов, расположенных вблизи Десятинной церкви.

Представляют интерес остатки большой постройки, условно называемой дворцом княгини Ольги. Этот дворец, выстроенный раньше Десятинной церкви (приблизительно в первой половине X в.), представлял собой 2-этажное кирпичное здание, украшенное тонкими кирпичными плитами светло-коричневого цвета. При раскопках обнаружены мрамор, красный шифер, мозаика, фрески, стекло и др. На территории бывшей Десятинной церкви по проекту архитектора И. Ю. Каракиса в 1937—1939 гг. построили здание Киевского государственного исторического музея.

При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых больших городов Европы, крупным культурным и админинистративньш центром. Его территория по сравнению с «городом Владимира» увеличилась более чем в 10 раз и составляла около 400 га. Из них 60 занимал Верхний город, 100 — Подол с Копыревым концом и 240 га — Печерск.

Ярослав Мудрый расширил и построил на юго-западе от «града Владимира» новый «град Великий Киев». В «Повести временных лет» записано: «В лето 6545 (1037 г.) с заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротах Богородица.

Вокруг города при Ярославе Мудром возвели мощные оборонительные укрепления. По своим масштабам они были для того времени грандиозными. Крепостные валы и деревянные стены из дубовых срубов, засыпанных землей, достигали высоты 16 м и простирались на 3,7 км. С внешней стороны стен и валов проходили заполненные водой рвы глубиной 12 м. Для устройства дубовых клетей израсходовали 50 тыс. М3 древесины, выкопали и насыпали около 65 тыс. м3 земли.

Археологические раскопки дали возможность восстановить план «города Ярослава Мудрого». Оборонительный вал охватывал территорию более 80 га и проходил от Золотых ворот (Главные ворота) по ул. Ярославов вал до Львовской пл. Здесь до 1795 г. находились Львовские ворота. От них вал шел дальше над крутыми оврагами урочищ Кожемяки и Гончары до соединения с границами «Владимирова града».

От Золотых ворот граница проходила в районе Малоподвальной ул до района нынешней пл. Независимости (Майдан Незалежности). Здесь находились Лядсьие каменные ворота — выход из города на Хрещатую долину, Печерск и Выдубичи.

Выход на Подол размещался в районе расположения фуникулера. К этим воротам укрепления тянулись по нынешней ул. Костельная (ул.Челюскинцев) и Владимирской горке.

Парадным въездом в город с западной стороны служили Золотые ворота — наиболее монументальное сооружение из всех укреплений древнего Киева (1037 г.). Золотые ворота состояли из двух параллельных стен, соединенных сверху сводом, над которым находилась площадка, очевидно, оборонительного назначения Ширина ворот составляла 7,5 м, высота проезда—12 м, длина — около 25 м По летописным данным, Золотые ворога завершались небольшой каменной церковью Тяжелые дубовые полотнища ворот были окованы медью, должно быть, потому их назвали Золотыми.

От Золотых ворот до нашего времени сохранились в нынешнем Золотоворотском сквере лишь остатки двух неравной длины параллельных стен высотой до 8 м, по которым можно судить о технике каменной кладки в Древней Руси. Стены ворот выложены из естественного камня — гранита, красных овручских кварцитов и шифера, чередующихся с плинфой. Их укладывали в стену на известковом растворе с примесью цемяпки (толченого кирпича)

В 1975 г. были выполнены проектные работы, предусматривающие восстановление этого памятника архитектуры.

В 1969 г в районе Ирининской ул обнаружен целый производственный комплекс, включавший шесть круглых печей диаметром 2,5 м из огнеупорного кирпича и плинфы Эги печи обслуживали строительство уникальных сооружений, какими были Софийский собор, Ирининский и Георгиевский монастыри.

Замечательным архитектурным ансамблем того времени является Софийский собор, построенный в 1037—1046 гг. в центре «града Великого Киева». По художественному замыслу и высокому уровню строительного искусства этот ансамбль является выдающимся памятником не только древнерусской, но и мировой культур.

Древнерусские зодчие, умело используя наследие каменного и деревянного зодчества, построили собор сложной объемно-пространственной композиции, не сходной с решениями византийских храмов того периода. Собор представлял собой огромный пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с трех сторон 1-этажной открытой галереей. В плане собор имел форму прямоугольника со сторонами 55 X 42 м; 12 крестовидных в плане столбов делили основное ядро храма на пять продольных нефов. Центральный неф, как главный, был вдвое шире, чем боковые, и имел в плане форму равноконечного креста. Все пять нефов заканчивались на востоке алтарными полукружиями (апсидами). В центральной апсиде размещался главный престол. В одной из боковых апсид находится гробница Ярослава Мудрого, выполненная из серого мрамора, весом 6 т.

Собор завершался 13 куполами. Центральный купол диаметром 7,5 м и высотой от уровня пола до зенита 29 м венчал главную часть собора. Окруженный концентрическими рядами расположенных ниже восьми малых куполов, он придавал сооружению строгую пирамидальную форму. Четыре средних купола располагались над алтарями, а остальные — над углами западной части храма.

В настоящее время Софийский собор имеет 19 куполов. Шесть более поздних были сооружены при его перестройке в конце XVII в. Тогда же изменили шесть главных куполов, придав им грушевидную форму, характерную для украинской архитектуры XVII—XVIII вв.

Перекрытые системой сводов и арок, различные по площади и высоте помещения собора создавали разнообразные живописные перспективы. Интерьеры богато оформлены золотыми и многоцветными мозаиками, которые располагались в центральной апсиде, в главном куполе и парусах, на четырех опорных столбах и подпружных арках основного купола. Мозаика богоматери — Марии-Оранты — одна из самых больших: высота фигуры — 5,5 м, головы — 0,9 м. Остальные плоскости стен, столбов и арок храма были покрыты фресковыми росписями.

Мозаика и фрески XI в., сохранившиеся до наших дней, являются ценнейшими памятниками древнерусского изобразительного искусства.

Многовековая история Софийского собора богата выдающимися событиями в истории русского и украинского народов. В январе 1654 г., после принятия Переяславской радой решения о воссоединении Украины с Россией, жители Киева принесли в соборе присягу на верность братской дружбе с русским народом. В Софийском соборе Петр I в 1709 г. отмечал торжественным служением победу над войском шведского короля под Полтавой.

По решению Советского правительства комплекс сооружений Софийского собора в 1934 г. превращен в Государственный архитектурно-исторический заповедник и охраняется государством.

Другим крупным сооружением XI в. в Киеве был «вот-чий» Дмитриевский монастырь, построенный князем Изяславом (Дмитрием) Ярославичем в 1051 г. в районе нынешней Трехсвятительской ул. (ул. Героев Революции). Это первое сооружение, в котором полностью сформировался тип шестистолпного крестовокупольного храма, ставшего для древнерусского зодчества образцом архитектурного стиля.

Крупным архитектурным комплексом является также Выдубицкий монастырь, основанный Ярославом Мудрым в XI в. возле переправы через Днепр. На его территории в 1070 г. сын князя Ярослава Всеволод заложил один из замечательных памятников архитектуры того времени — Михайловский собор, строительство которого завершилось в 1088 г. Это большой восьмистолпный крестовокупольпый храм, богато оформленный фресковой росписью. Стены здания выкладывались смешанным способом. В отличие от Софийского собора здесь преобладает кирпич. От собора сохранилась только западная часть, восточная под действием оползней днепровских склонов обрушилась в XV-XVI вв.

В Выдубицком монастыре в 1116 г. игумен монастыря Сильвестр редактировал «Повесть временных лет». Здесь писалась и Киевская летопись.

К ценным памятникам архитектуры XI—XII вв. относится церковь Спаса на Берестове, построенная возле Киево-Печерской лавры, как предполагают, во время восстановления дворца на Берестове, сожженного в 1096 г. По своей архитектуре она типична для того времени: глестистолпный крестово-купольный храм с характерной пяти купольной композицией. Достопримечательностью храма были фрески, которые по своему художественному исполнению считались лучше фресок Софийского собора и Кирилловской церкви, отличаясь законченностью композиции и стройностью рисунка.

Часть этих древнейших фресок открыта в 1970 г. После восстановления и достроек в XVII в. церкви были приданы формы, характерные для зданий раннего барокко в украинской архитектуре.

На протяжении XII в. эта церковь служила родовой усыпальницей князей из династии Мономаховичей и, очевидно, была построена на средства Владимира Мономаха. В 1158 г. здесь похоронили основателя Москвы — князя Юрия Долгорукого. В 1947 г. церковь спаса на Берестове капитально отремонтировали и открыли как музей. В этом же году в ознаменование 800-летия основания Москвы сооружен мемориальный саркофаг Юрию Долгорукому из черного украинского Лабрадора.

По данным археологических раскопок можно судить о красоте других архитектурных сооружений тех времен. На так называемом Копыревом конце — одном из важнейших торгово-ремесленных районов Киева конца XI — XIII вв., находившемся в районе нынешних улиц Кудрявской и Смирнова-Ласточкина, были обнаружены остатки каменной Симеоновской церкви, построенной в XI в. Это шестистолпный трехнефный храм, украшенный внутри фресками. Также в XII в. построена Иоанновская церковь, ее стены расчленены по вертикали пилястрами и расписаны фресками.

Во время строительства на Нестеровском пер. Дома охотников и рыболовов были обнаружены остатки третьей церкви — профиль стены, котлованы и забутовка под фундаменты. Под церковью открылся ров, где оказалась керамика и прясла XI в. При расчистке фундаментов найдены также остатки древних фресок желтых, красных, коричневых и зеленых тонов. Церковь датируется XII в.

К концу XI в. территория Киева увеличилась почти в 20 раз по сравнению с площадью, которую город занимал во второй половине X в. В начале XII в. Он состоял из трех частей. На юге Киев вышел за городскую стену и занял часть Перевесшца. На западе город вышел на берега реки Лыбедь и ручья Глубочица.

Расширился торгово-ремесленный центр — Подол (Нижний город). Под стенами Нижнего города появились внегородские поселки, «предградья», впоследствии вошедшие в состав города. В отдаленных местах (концах) Подола строили свои жилища и мастерские гончары, кожемяки, дегтяры. Отсюда и название улиц Киева — Гончарная, Кожемяцкая, Дегтярная и др.

Большинство построек на Подоле были деревянные, но в летописи упоминаются и каменные строения: церковь Ильи, Турова божница и подольская церковь Богородицы Пирогощи (Успенская), построенная в 1132—1136 гг.

Подол соединился с Верхним городом Боричевым взвозом, проходившим примерно на месте существующего фуникулера. Верхний город, окруженный стеной и земляными валами, занимал значительную территорию, на ней размещались хоромы феодальной знати, хозяйственные сооружения и постройки для челяди. В Верхнем городе на площади собиралось население Киева на народное вече и торжища. За степами ограды (на запад и север) находились сады и огороды, на юге и юго-западе — пески и лесные чащи. В город вели трое ворот, а с восточной стороны — открытый проезд по мосту. От него налево гала по оврагам дорога на Подол.

Третий район города — Печерск — получил свое название от Печерского монастыря, основанного в 1051 г. и преобразованного в Киево-Печерскую лавру в 1688 г.

Территорию монастыря во второй половине XI в. ограждала деревянная стена, которую во второй половине XII в. заменили мощной каменной крепостной стеной.

На территории монастыря в 1073 г. заложили выдающееся архитектурное сооружение — Успенский собор. Строительство его велось в основном в 1073—1075 гг. Окончание внутренней отделки собора следует отнести к 1089 г. Богатством и пышностью оформления он «был небеси подобен». Пол из шифера глубокой резьбы, инкрустированный мрамором. Успенский собор после неоднократных разрушений монголо-татарами в XIII—XIV вв. был восстановлен в 1470—1471 гг. Вместо закомар здесь появились фронтоны, покрытия по сводам заменили высокие скатные крыши. После пожара в Лавре 1718 г. архитектор С. Д. Ковнир надстроил над верхним карнизом собора фигурные фронтоны, а скульптор Иосиф Белинский выполнил лепные работы. Внутренняя часть храма была оформлена резьбой и позолотой.

По постановлению правительства республики Успенский собор как памятник архитектуры, сосредоточивший художественные ценности, был преобразован в музей.

В период немецко-фашистской оккупации Киева собор был разграблен и взорван 3 ноября 1941 г.

В 1108 г. в Печерском монастыре построили Трапезную церковь и различные деревянные кельи и службы На ее месте в 1900 г. архитектор В. Н. Николаев при участии архитектора А. В. Щусева построил новую Трапезную церковь в псевдовизантийском стиле.

Сохранились Главные ворота Киево-Печерского монастыря и расположенная над ними Троицкая надвратная церковь (1106 г.) с художественными настенными росписями XVIII в.

К значительным памятникам архитектуры Киева XII в. относится церковь Кирилловского монастыря (1140 г.), основанная черниговским князем Всеволодом Ольговичем на северной окраине города Она, как и весь монастырь, подвергалась неоднократным разрушениям и ограблениям вплоть до середины XVII в. Первоначально это был трехнефный шестистолпный, крестовокупольный каменный храм, который завершался полусферическим куполом (главой), достаточно больших размеров длина — 31, ширина — 18,4, высота — 28 м.

В период восстановительных и ремонтных работ XVII—XVIII вв. экстерьер храма сильно изменился В начале XVII в древнее закомарное покрытие заменили четырехскатной крышей В конце XVII и начале XVIII вв над церковью построили четыре новых восьмигранной формы купола. На западном фасаде сделан большой барочный фронтон с волнистыми линиями.

Большие восстановительные работы после пожара в Кирилловском монастыре были проведены в 1734 г. Фасады храма реконструировали в стиле украинского барокко.

Архитектор И. Г. Григорович-Барский построил в 1748— 1760 гг. колокольню, главные ворота и некоторые другие монастырские сооружения. До настоящего времени сохранились лишь часть стен, угловая башня и два перестроенных монастырских корпуса.

В 1860 г. во время ремонта в церкви под штукатуркой открыли фрески XII в. Под руководством профессора А. В. Прахова и с участием знаменитого художника М. А. Врубеля в 1883—1884 гг. выполнялись работы по их восстановлению; некоторые фрески написаны заново. В настоящее время на стенах храма сохранилось около 750 м2 фресковой живописи.

Учитывая огромную историческую ценность этого храма как памятника искусства, Советское правительство в мае 1929 г. объявило его Государственным заповедником и памятником архитектуры.

В XII в. в Киеве строили не только храмы и оборонительные сооружения. В 1115 г. был возведен мост через Днепр, в 1199 — 1200 гг. знаменитый древнерусский зодчий Петр Милонег соорудил громадную подпорную стену для защиты от днепровских вод, подмывавших берег у Михайловского собора Выдубицкого монастыря. Своими размерами и конструкцией стена изумляла тогда население Киева.

Экономическое и политическое обособление отдельных русских княжеств, междоусобные войны и народные восстания в 1068, 1113, 1146—1147 гг., вызванные усилением феодального гнета, привели к распаду могущественного древнерусского государства. Во второй половине XII в. Киев потерял значение крупного политического центра Киевской Руси. Запустению города способствовали также пожары 1111, 1124, 1145, 1180 гг.

В 1240 г. почти до основания сожгли и разрушили Киев монголо-татарские захватчики. Осенью 1240 г. они появились под Киевом во главе с ханом Батыем, перешли на правый берег Днепра и обложили город. «Приде Батый Кыеву в силе тяжьце, многомъ мпожъством силы своей, и окружи град и остолпи сила татарська, и бысть град во объдержаньи велице». Население стойко защищало город, отбивая атаки врага. Однако 6 декабря 1240 г. монголо-татары овладели Киевом. По свидетельству итальянского путешественника — папского посла Иоанна де Плано-Карпини, находившегося в Киеве в 1246—1247 гг., в городе было только 200 жилых зданий, «над жителями тяжелело суровое рабство» .

Находясь в течение 80 лет под пятой монголо-татар, Киев в XIII в. представлял собой почти необитаемое пепелище.

Монголо-татарское иго, а позднее господство литовских и польских феодалов надолго задержали экономическое и культурное развитие Киева, затормозили развитие его строительства. Вплоть до XV в. в городе стояли обгоревшие и полуразрушенные каменные церкви и здания.

Достаточно было прекратиться междоусобным феодальным войнам, и Киев снова начинал переживать подъем ремесла, торговли и культуры; увеличивалось его население, развертывалось строительство жилых зданий. В один из таких периодов была организована школа зодчества, сумевшая при новой технике кирпичной кладки сохранить традиции древнерусской архитектуры.

В связи с частыми вражескими набегами основное внимание в XIV—XV вв. уделялось строительству в городе мощных оборонительных сооружений. Киевские мастера в 1370—1380 гг. возвели на Замковой горе (Киселевка, или Фроловская гора) на площади около 15 га замок, в то время являвшийся одним из самых больших в Приднепровье. Им не смог овладеть подошедший к Киеву в 1399 г. ханский князь Тимур и хан Эдигей, напавший на Киев в 1416 г. Только в 1482 г. крымский хан Менгли-Гирей разрушил Киевский замок, разграбил и сжег Печерский, Михайловский монастыри и Софийский собор.

Тем не менее, через несколько лет после этого опустошающего нашествия город поднялся из руин и отстроился. Однако в Верхнем городе в течение почти целого столетия было очень мало населения; древние церкви и другие сооружения пустовали и разрушались.

В начале XV в. в Киеве учреждается католическая церковь. Доминиканские монахи, бернардинцы и иезуиты, поддерживаемые католическими властями, захватывали земли на Подоле, строили костелы, монастыри и жилые дома, силой забирали у киевлян сенокосы и земельные участки.

По приказу польского короля и князя львовского Казимира IV с 1455 г. запрещалось строить новые русские церкви и ремонтировать старые.

Значительному оживлению экономической и политической жизни Киева в XV и XVI вв. содействовало введение Магдебургского права на самоуправление. Предоставленное городу в 1494 г., оно давало городской знати, богатым ремесленникам и торговцам более широкие права на производство и продажу товаров, организацию магистратного управления.

В конце XV и начале XVI вв. в городе уже существовало много ремесленных цехов, объединивших плотников, кузнецов, столяров, слесарей, сапожников, портных, гончаров. Все они селились в районе Подола на существовавших уже улицах Кожемяцкой, Дегтярной и др. «Там, где видны развалины и где некогда находился город, — писал австрийский дипломат Эрих Лясота, побывавший в Киеве в 1594 г., — нынче или почти нет домов, или их очень мало; нынешний город построен внизу в долине, на правом берегу Днепра, и довольно раскинут, ибо почти у каждого дома есть сад. В нем много русских церквей, но почти все деревянные, кроме одной, которая находится на площади (древняя церковь Богородицы Пирогощи). Замок находится высоко на отдельной горе; он очень обширен, но не каменной постройки, а деревянный, оштукатуренный известью». Для восстановления Киевского замка и строительства укреплений литовские власти привезли в Киев из Приднепровья и других ближайших мест более 20 тысяч плотников, столяров, каменных дел мастеров, кузнецов и землекопов, а для охраны работ выделили 40-тысячное войско. В начале XVI в. замок был восстановлен. В 1535 г. киевский мастер «городничий» Иван Служка перестроил его, сохранив прежнюю архитектуру. Стены замка были из соснового тесаного дерева. Срубы внутри засыпались песком, на них располагалась защитная стена с бойницами и крытым верхом с нависающей частью, а внизу сделаны отверстия, через которые бросали камни на противника.

Киевский замок был разрушен в 1648—1654 гг. Позднее его разобрали — он больше не отвечал новым требованиям к оборонительным укреплениям.

После заключения в 1569 г. Люблинской унии между Польшей и Литовским княжеством Киев вновь был захвачен польскими феодалами, что отрицательно сказалось на разврітии города. Польские магнаты и купцы взяли в свои руки торговлю и важнейшие ремесла.

Поляки обосновались в северной части Подола, образовав там в 1604 г. Бискупщину — отдельный городок католического епископа (бискупа). Возле нынешнего Житнего базара соорудили бискупский дворец, к воротам которого вела новая улица — Бискупская.

Многих жителей вытеснили за пределы Подола, на северные участки, где они вынуждены были строить примитивные жилища-курени, поэтому вся местность получила название Куреневка. Территорию за ней назвали Приоркой: там расположилось католическое духовенство — приоры.

К началу XVII в. Киев территориально состоял из тех же трех отдельно укрепленных частей: Верхнего города, Подола и Печерска. Наиболее заселенной частью оставался Подол. На его территории между горой и Днепром размещался административный центр. Верхний город связывался с Подолом спуском Боричев взвоз и дорогой, шедшей от Батыевых, или Софийских, ворот к нынешнему Андреевскому спуску и далее вниз к Подолу. Городские здания были в то время деревянными.

Вокруг Подола возвышалась целая система оборонительных деревянных укреплений с башнями и рвом перед стенами, заполненным водой.

В 1648—1654 гг., в период народно-освободительной войны украинского народа против польской шляхты, роль Киева в истории Украины еще более возросла. Большое количество боеспособного населения города влилось в казацкое войско, приняв активное участие в военных походах. Подняв восстание 11 декабря 1648 г., киевляне захватили замок с пушками и боеприпасами, изгнав из него польских шляхтичей, которые укрылись в нем под защиту гарнизона воеводы после разгрома под Желтыми Водами и Корсунем в мае того же года. Киев был полностью освобожден от польских захватчиков. 23 декабря 1648 г. Богдан Хмельницкий через Золотые ворота въехал в Киев в сопровождении своего войска.

Однако Киев не долго оставался свободным. 25 июля 1651 г. литовские войска Янутпа Радзивилла снова овладели городом. Большая часть населения перешла на Левобережье. Литовские войска разграбили здания, превратили Подол в пепелище. Но уже в сентябре 1651 г. разбитые наголову войсками Богдана Хмельницкого литовские захватчики сбежали из Киева.

Богдан Хмельницкий в течение всего периода освободительной войны вел переговоры с Русским государством о воссоединении Украины с Россией и совместных действиях России и Украины против шляхетской Польши.

1 октября 1653 г. Земский собор вынес решение о включении Украины в состав России и объявлении войны шляхетской Польше за освобождение Украины и Белоруссии. В городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) 8 (18) января 1654 г. состоялась Народная рада, принявшая постановление о воссоединении Украины с Россией.
Oktolom вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх


Старый 10.01.2009, 21:02   #2
Турист
 Аватар для zikeev
IP:
Сообщений: 3
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: Киев с древнейших времен до второй половины XVII в.

Предлагаю расширить кругозор истории Киева на близлежащие села, образование многих из которых произошло в период татаро-монгольского ига. Люди просто прятались от татар в могучих лесах, что окружали киев. в дальнейшем, поселения из нескольких домов выростали в села с интересными названиями - Петрушки, Музычи, Шпитьки, Лычанка... в основном благодаря мастеровым людям, занимающихся либо изготовлением смешных глиняных игрушек - Петрушок, либо талантливых музык, которых просили на все свадьбы и торжества... Много земель возле Киева принадлежало монастырям, в частности Киево-Печерской Лавре принадлежало и с. Музычи, жители которого были подарены Лавре киевским князем Ярополком в крепостные.
zikeev вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Атлантида 1900...Или фото времен, которых уже нет на карте. Lazurnaja Клуб фотографов 9 01.05.2013 23:42
Второй брак... HollyWood Мен & Вумен 4 04.01.2013 11:34
Измена, Как реагировать на измену своей 2й половины? klesch Мен & Вумен 1370 10.12.2011 01:49
Ритуалы ухаживания всех времен и народов MyrrZilka Мен & Вумен 1 08.09.2007 13:26
Киев со второй половины XVII до XIX вв. Oktolom История города 0 13.07.2007 14:50


Часовой пояс GMT +3, время: 16:16.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2017