Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
N-728-MI-2
Вернуться   Форум Киев | ForumKiev.com > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города (лучшие темы раздела)

Киев со второй половины XVII до XIX вв.

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 13.07.2007, 14:50   #1
Приписанный
 Аватар для Oktolom
IP:
Сообщений: 591
"Спасибок": 81
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Киев со второй половины XVII до XIX вв.

После воссоединения Украины с Россией наблюдается новый этап расцвета украинской культуры, искусства и возрождения зодчества в Киеве.

Восстановительные работы, главным образом на Подоле, начались в первые годы после воссоединения Украины с Россией, расширялись слободы в районе нынешних улиц Рейтарской, Стрелецкой и отдельные части города.

Подробно о внешнем виде Киева тех лет писал Павел Алеппский (1654 г.). Из его описаний известно, что «...Дома в этом городе великолепны, высоки и построены из бревен, выстроганных изнутри и снаружи. При каждом доме, как при дворцах, имеется большой сад, где есть все плодовые деревья, какие только у них растут».

В 50-х годах XVII в. с помощью московских стрелецких полков интенсивно застраивался старый город — Детинец, превратившийся в административный и военный центр Киева. Здесь построили «государевы дворы, где стоят бояре и воеводы, и дяки, и генерал-майоры, и стольники, и полковники, и других низших чинов начальствующие особы», а также «приказная изба, житной двор, кружечный двор, казенные погреба, кладовые и амбары».

Вокруг территории Софийского собора построили высокую деревянную ограду с деревянной колокольней и воротами (брамой). В ограде сделали южные проездные ворота с башней над ними. Особенно примечательны по архитектурной композиции ворота с башней и колокольня со стороны Владимирской ул.

Продолжал развиваться Подол — торгово-ремесленная часть Киева, застраивалась дорога к Кирилловскому монастырю, положившая начало нынешней ул. Фрунзе.

Значительно расширялся Печерск, возникло Печерское местечко. В документах того времени упоминается, что «перед Печерским местечком появился посад, а на посаде живут Печерского монастыря и других монастырей подданные, которые от войсковых людей из сел утекли и здесь поселились» .

На окраинах Киева выросли небольшие поселения: «выселок», Красница у Аскольдовой могилы, Зверинец вблизи Выдубицкого монастыря, Паньковщина, Шулявщина, Юрковица, Лукьяновка.

В разных районах города начали возводить каменные жилые дома с применением новых приемов и форм, развивавших украинское зодчество. Стены зданий штукатурили, белили и украшали архитектурными тонко прорисованными деталями.

Значительно расширились творческие связи, украинских и русских зодчих, о чем свидетельствуют работы крупных мастеров русской архитектуры второй половины XVII в. По их проектам возводилось много зданий на Украине. Так, по проектам известного московского мастера И. Д. Старцева, прибывшего в Киев в 1690 г., построены Богоявленская (Главная) церковь Братского монастыря на Подоле (1690—1693 гг.) и Военно-Никольский собор на Печерске (1690—1696 гг.).

Замечательным памятником архитектуры и искусства XI—XIX вв. является Киево-Печерская лавра.

В лавре работал известный «каменных зданий художник» Д. В. Аксамитов, приехавший по личному приказу Петра I для строительства Киево-Печерской крепости. Вокруг Верхней лавры Д. В. Аксамитов построил каменные ограды с башнями и церковью и другие сооружения.

В работах Д. В. Аксамитова, как и в творчестве других русских мастеров, особое внимание уделено композиционному размещению архитектурных объектов, применению местных строительных материалов и конструкций.

В комплексе сооружений лавры одним из лучших образцов архитектуры того времени является пяти-купольная надвратная церковь Всех Святых над Экономическими воротами (1696—1698 гг.). Ее композиция частично повторяет тип украинского пяти-купольного храма. В обработке фасадов здания применены архитектурные формы русского и украинского зодчества второй половины XVII в., органически увязанные между собой и целиком подчиненные общему художественному замыслу.

Восстанавливались и расширялись древние укрепления Старого города, устраивались земляные валы вокруг монастырей. Например, во время войны с турками (1679 г.) Подол укрепили земляными валами и деревянными стенами. На их месте проложены улицы Верхний вал и Нижний вал.

В районе нынешнего моста метро через Днепр в 1679 г. соорудили большой деревянный мост. В этом же году Печерский монастырь окружили земляными валами, а в 90-х годах — каменными стенами, включенными в 1701— 1715 гг. в систему укрепления Печерской крепости.

Особенно развернулись работы по укреплению города во время войны со шведами (1700—1721 гг.). В 1706 г., когда шведские войска Карла XII угрожали городу, Петр І решил немедленно построить новую крепость на территории Киево-Печерского монастыря. Сооружение ее завершилось в 1706 г. В 1732—1739 гг. ее реконструировали.

После образования Петром I в 1708 г. Киевской губернии Киев стал губернским городом. Как и раньше, он состоял из трех частей: Верхнего города, Подола и Печерска. Каждая из них имела свои крепостные сооружения из земляных валов с башнями.

Большое строительство велось и на территории лавры. В 1715 г. построили деревянное здание для типографии. В «Историческом описании лавры», изданном в 1795 г., говорится: здание во время пожара 1718 г. сгорело, на его месте построили каменный дом. Несмотря на большое количество переделок более позднего времени, здание типографии имеет целостное стилевое оформление, являясь ценным архитектурным памятником той эпохи.

Особенно развернулись строительные работы в лавре после пожара 22 апреля 1718 г., уничтожившего почти весь Печерск. Для восстановления Киево-Печерской лавры Петр I направил в 1720 г. архитектора Федора Васильева, затем были посланы московский «каменного архитектурного и штукатурного дела мастер Иван Иванов, сын Каландин и покровскому ряду кузнец Алексей Васильев».

Русские архитекторы и строители оказали большое влияние на творческий рост киевских мастеров, наследовавших художественные приемы и опыт русской архитектуры.

В 1720—1770 гг. украинские и русские зодчие создали значительные по своей архитектуре здания. К ним относятся прежде всего митрополичий дом, сооруженный в 1727 г. на территории лавры. В нем интересно трактуется ордерная система.

Привлекает внимание несимметричная постановка портала по отношению к фасаду, в то время как три высоких богато украшенных фронтона с крупными волютами по бокам поставлены строго симметрично.

Одним из лучших образцов гражданской архитектуры XVIII в. является здание, построенное С. Д. Ковниром в восточной части главной площади Киево-Печерской лавры, за Успенским собором. Реконструкцией корпуса С. Д. Ковнир занимался несколько десятилетий, перестраивая и расширяя его.

Наиболее ранняя часть Ковнировского корпуса — южное крыло — предназначалось для хлебопекарни. В 1724 — 1727 гг. С. Д. Ковнир пристроил к нему новое 1-этажное здание с тремя фронтонами, ставшее книжной лавкой.

В 1746—1773 гг. С. Д. Ковнир перестраивает здание хлебопекарни, книжного магазина и типографии, объединяя их с помощью небольшой пристройки, увенчанной по фасаду фронтонами.

Сравнительно низкий и длинный корпус завершал перспективу всего ансамбля Успенского собора, подчеркивая высотную композицию церкви и архитектурно завершая площадь. Перспектива Успенского собора также удачно подчеркивается двумя 2-этажными корпусами «соборных старцев», автором которых предположительно является также С. Д. Ковнир. Они поставлены на центральной аллее так, что расходятся в сторону собора, открывая его главный фасад.

В решении фасадов корпуса С. Д. Ковнир широко применил архитектурные формы, заимствованные из деревянной резьбы, в частности во фронтонах. Располагаясь в ряд по главному фасаду, они имели разные формы и сложные очертания, и только два из них, стоящие на концах корпуса, похожи друг на друга. Такая трактовка форм и декора объясняется разными датами строительства отдельных частей корпуса. Если первые (по времени сооружения) фронтоны отличаются сдержанной и несколько плоскостной трактовкой форм, своеобразием рисунка и мотивами народного искусства, то во фронтонах, построенных С. Д. Ковниром на 25 лет позже, ощущается больше экспрессии, пластичности. Однако благодаря общему приему основных членений они все читаются как единый ансамбль.

В конце XVII и в начале XVIII вв. идет большое строительство на территории Выдубицкого монастыря. Здесь в 1696—1701 гг. были сооружены Георгиевская церковь в стиле барокко и монастырская трапезная. В умелом использовании в архитектуре этой церкви форм и украшений русского зодчества конца XVIII в. и типичного для украинской архитектуры крещатого плана с пяти-купольной композицией просматривается связь русского и украинского зодчества. Здесь же в первой половине XVIII в. воздвигли интересное по своей архитектуре сооружение — трехъярусную кирпичную колокольню. В плане первые два этажа ее квадратные, третий — восьмиугольный. На фасадах размещены круглые окна с пилястрами и карнизами сложного профиля. Завершает колокольню восьмигранный купол с декоративным фонарем и шпилем. Все эти сооружения сохранились до наших дней.

В начале XVIII в. проводились работы по прокладке новых улиц, связывающих Печерск с другими районами Киева. В 1715 г. проложили дорогу с Печерска на Подол. В 1843—1849 гг. ее расширили и преобразовали в Александровский (теперь Владимирский) спуск. Прокладка его благоприятствовала заселению Печерского района и изменила удельный вес частей города по количеству населения. На Печерске, в Липках, строились дома для аристократии, городской знати, особняки помещиков и купцов.

На территории Старого города строительство велось в Софийском соборе. После пожара 1696 г. собор был восстановлен и подвергся реконструкции. На месте старых, уничтоженных пожаром строений, возводятся каменные здания в формах украинского барокко. В соборе были надстроены внешние галереи, построено шесть новых корпусов, фасады покрыты известковой штукатуркой. Собор получил современный вид.

Прекрасно вписалась в Софийский ансамбль и панораму Киева колокольня, построенная по указу Петра І в 1706—1709 гг. Она была трехъярусной, но в связи с тем, что появились трещины, верхние два яруса разобрали и вместо них в 1744—1748 гг. архитектор И. Г. Шедель надстроил второй и третий этажи, сохранив стиль первого этажа. Четвертый ярус надстроен в 1851 —1852 гг. по проекту архитектора П. И. Спарро. Сейчас высота колокольни достигает 76 м вместе с крестом. Украинские народные мастера украсили ее художественной лепкой с замечательным орнаментом.

В конце XVII в. площадь возле Софийского собора была окружена с одной стороны деревянными стенами и башнями Софийского собора, а с другой — зданиями и огородами. Каменная ограда, построенная при митрополите Заборовском, в основном повторила границы, которые занимал Софийский монастырь в XVII в. Сохранились лишь небольшие участки ограды по бокам колокольни и частично — по Стрелецкому пер., Стрелецкой ул. и построенная в 1746 г. в западной части ограды Брама Заборовского, служившая въездом к митрополичьему дому. Ворота размещены с отступом от узкого Стрелецкого пер., поэтому перед ними образовалась площадка, суживающаяся от улицы к воротам. Их архитектурное решение (предположительно автор И. Г. Шедель) обогащают вогнутая линия фасада, уступы арок (заложенных в более позднее время), глубокие ниши для колонн. Высокий, украшенный искусной лепкой фронтон, живописность светотеней — все это придает богатый архитектурный облик воротам. Брама Заборовского, в архитектуре которой проявилась творческая фантазия и мастерство зодчих, является ценным памятником украинского барокко.

Большое влияние на развитие архитектуры Киева XVIII в. оказали сооружения, выполненные по проектам выдающегося петербургского зодчего В. В. Растрелли. Так, в 1747—1767 гг. на месте бывшей Старокиевской крепости (на Андреевском спуске напротив Владимирской ул.) сооружена Андреевская церковь — один из замечательных памятников архитектурного наследия XVIII в.

Осенью 1747 г. для организации строительства церкви в Киев была направлена группа мастеров во главе с видным архитектором московской дворцовой конторы И. Ф. Мичуриным. В состав «архитектурной команды» входили его ученики и помощники В. И. Неелов, A. П. Евлашев п др. Осуществляя проект по эскизам B. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин составлял технические и рабочие чертежи на месте строительства, начатого весной 1748 г. Высокий уровень грунтовых вод и сложный рельеф потребовали запроектировать столбовые фундаменты разной глубины. Со стороны Днепра глубина их достигает 13,9 м, а со стороны Андреевского спуска — 12,9 от поверхности площадки. Цокольная двухэтажная пристройка имеет со стороны улицы ленточные фундаменты глубиной 2,6 м, с противоположной стороны — 4,5 м. Исследования, проведенные в 1950 г., опровергли легенду о том, что глубина фундаментов такая же, как и высота храма.

Строительство Андреевской церкви в основном закончилось летом 1753 г. Ее покрасили по образцу петербургского Преображенского собора: стены — в зелено-синий цвет, колонны, пилястры, карнизы, лепные обрамления — в белый, чугунные капители, картуши, головки херувимов покрыли красным золотом. Кровлю сделали из зеленой глазурованной черепицы, которую в 1825—1832 гг. заменили металлической, на куполах прикрепили звездочки из железа. В 1844 г. церковь снова оштукатурили, построили новую чугунную лестницу, на площадке уложили металлические плиты и установили металлическую ограду. Длительный процесс строительства не повлиял на архитектурное решение в целом. Прекрасно найден масштаб, хорошо увязаны с рельефом стройные пропорции и силуэт. Центрическая композиция сооружения завершается стройным центральным куполом с четырьмя тонкими стрельчатыми башнями, каждая из них имеет по четыре колонки, между которыми расположены декоративные проемы, завершенные арочками.

Плоскость фасада делится по горизонтали на три части: цоколь, стены и антаблемент с фронтонами. Из плоскости стен выступают пилястры с капителями коринфского ордера.

Церковь имеет в плане форму четырехконечного креста и составляет: в длину 32, ширину 23 и в высоту 42,6 м (с фундаментами 60 м). Холм, на котором стоит церковь, возвышается над уровнем Днепра на 87,3 м.

В середине церковь не имеет столбов, она однокупольная, с единым внутренним пространством. Отделка в стиле рококо, с подчеркнутой пышностью. Стены решены одиночными или спаренными пилястрами и капителями из гирлянд. Над капителями покоится антаблемент, переход от стен к барабану осуществлен вторым антаблементом.

В центре сооружения цилиндр-барабан диаметром 10 м, имеющий восемь проемов; простенки между ними решены парными пилястрами с коринфскими капителями. Корона купола разделена на 8 треугольников-сегментов, сходящихся вершинами в центре. В куполе расположены рельефные лепные рисунки.

Удачно подобраны тона в оформлении интерьера: белая матовая поверхность пилястр, карнизов, аркатурных поясов и зеленовато-серый фон стен создают впечатление глубины: не чувствуется массивность висячих куполов, не ощущается вес цилиндра-барабана и самого купола.

В оформлении интерьера храма важное место занимают картины-иконы работы художников А. П. Антропова и Платона Бориспольца. В 1951—1953 гг. и в 1968 г. Андреевская церковь реставрировалась, а затем в 1974—1978 гг. полностью завершены работы по возрождению этого памятника архитектуры XVIII в. В это же время произведена позолота архитектурных деталей (капители, картуши, виньетки и др.). На позолоту ушло около 6,5 кг сусального золота.

Проекты архитектора В. В. Растрелли использованы при строительстве Мариинского дворца, строительство которого началось в 1750 г. Он сооружен по образцу дворца в с. Перово под Москвой, построенного В. В. Растрелли. Обмеры дворца в с. Перово сделал архитектор А. П. Евлашев, на их основе в «архитектурной команде» И. Ф. Мичурина разработали все проектные материалы для дворца в Киеве. Сходство между ними обнаруживается в общей схеме построения, характере архитектуры, в принципе размещения помещений, в конфигурации и планировке флигелей. Тем не менее Мариинский дворец не является копией Перовского.

Строительство дворца с флигелями и церковными сооружениями было в основном закончено в 1755 г., но отделка затянулась до конца 60-х годов XVIII в.

Три основных корпуса — центральный и два боковых П-образного в плане 2-этажного здания — составляют единый архитектурный ансамбль. Длина его по главному фасаду 65,3 м, со стороны парка — 119,1 м, ширина среднего корпуса — 20 м, боковых корпусов — 9,1 м. Высота всего здания — около 16 м.

В 1819 г. второй деревянный этаж дворца сгорел. Реконструкцию здания по проекту К. Я. Маевского закончили в 1780 г. На стенах первого этажа толщиной 1 м надстроили второй этаж, толщину стен уменьшили до 0,8 м.

Дворец построен в стиле барокко. Своеобразную красоту зданию придали свободная компоновка объемов, обработка рустовкой стен на углах здания, сдвоенные полуколонны коринфского ордера по фасаду и раскрепованные карнизы с небольшими выносами. На плоскости стен много декора: наличники и сандрики оконных проемов с вкомпонованными в них орнаментами, картушами, масками овальной формы, высокие парапеты, вазы на балюстраде парапетов и балконах и т. д. Эти элементы декора, окрашенные в белый цвет, хорошо сочетаются с бирюзовым полем стены и с темно-зелеными капителями и базами колонн.

На переднем плане основного корпуса дворца с обеих сторон расположены два одинаковых здания. Длина каждого 30 м, ширина — 8,2 м, высота — 6,5 м. Они сохранились до настоящего времени без изменений.

Интерьеры дворца и флигелей насыщены светом и богато отделаны декоративными элементами. Стены украшены пилястрами, между которыми расположены филенки, обработанные лепным и резным орнаментом.

Одновременно с Мариинским возводился Кловский дворец, его строительством руководил русский архитектор В. И. Неелов. Закончил строительство С. Д. Ковнир, внесший в композицию и оформление некоторые новые мотивы украинского народного зодчества.

Большой интерес представляют здания, построенные И. Г. Григорович-Барским, занявшим видное место среди архитекторов Киева. Творчество его, отмеченное высоким архитектурным мастерством, сыграло значительную роль в развитии украинского барокко второй половины XVIII в., когда зарождались черты классицизма. В одном из сооружений, не дошедших до нас,— Надвратной церкви Кирилловского монастыря (1760 г.), выполненной в стиле барокко, И. Г. Григорович-Барский объединил трехнефную церковь и колокольню, создав путем повышения высоты нефа законченную композицию.

К работам И. Г. Григоровича-Барского относятся церкви Покровская на ул. Зелинского, 7 (1766 г.) и Набережно-Никольская (1772—1775 гг.), здание бурсы на углу ул. Набережно-Крещатицкой, 15 (1760—1778 гг.), достроенное архитектором А. И. Меленским в 1809—1811 гг., фонтан «Самсон» (или «Фонтан льва»), на Подоле.

В 1784—1801 гг. на территории Печерской крепости по проекту бельгийского инженера Карла де Шардона было построено из белого киевского кирпича двухэтажное квадратное в плане здание арсенала со стороной около 200 м. Монументальность архитектуры достигалась мощным объемом здания, замкнутостью общей композиции и лаконичностью архитектурных форм. К этому можно добавить выразительное решение портика главного входа и крупную рустовку первого этажа с редко расположенными оконными проемами. Для степ второго этажа также характерны редко расположенные оконные проемы. Обработка этих стен усложнена еще и введением пилястр в междуоконные простенки.

К концу XVIII в. население Киева составляло около 30 тыс. человек. Город территориально значительно разросся. В 1797 г. в нем было домов и зданий (не считая лавры) : каменных церквей — 26, деревянных — 20; монастырей и церковных каменных строений — 12, деревянных жилых домов — 3672; из них на Подоле — 2068, в Старом городе — 506 и на Печерске — 1098.

Киев в результате своеобразия исторического развития не представлял собой территориального единства вплоть до XIX в. Он, как и в прошлые века, состоял из тех же обособленных районов — Старокиевского, Печерского и Подольского. Только в последние годы XVIII в. в городе появились первые жилые дома на нынешней Европейской пл. Отсюда и начинался Крещатик. Свое название он получил от Хрещатой долины. Застройка была преимущественно деревянная, улицы узкие, а уровень благоустройства крайне низкий. Поэт и путешественник В. Измайлов, посетивший Киев в 1799 г., писал: «Нет почти домов каменных, нет ни порядка в строении, ни регулярности, ни архитектуры; намощенные улицы покрывают пески, а пешеходы глотают несносную пыль. Самый нижний Киев, более населенный, нежели другие части, не имеет ничего похожего на город; деревянные кровли, низкие хижины прикрываются церквями и монастырями; улицы так узки, что два экипажа едва могут разъехаться».

В 1784 — 1786 гг. неизвестный архитектор составил первый проект планировки и застройки Киева. В нем предусматривалась реконструкция всех улиц и создание площадей для административных сооружений, организация торговых площадей и выделение участков для магазинов и солдатских казарм. В плане были представлены проекты частных жилых зданий. На Подоле намечалась прямоугольная система улиц, а в центре его — строительство здания магистрата с восьмиугольной площадью перед ним, окруженной каменными зданиями. Этот проект, однако, не осуществили.

В 1787 г. был утвержден новый проект перепланировки города, составленный генералом артиллерии Миллером и графом Шуваловым. Это был первый генеральный план Киева, утвержденный Екатериной II, но и он не был реализован. Лишь в начале XIX в. началась новая застройка города.
Oktolom вне форума  

Ответить с цитированием Вверх



Ответ

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Второй брак... HollyWood Мен & Вумен 4 04.01.2013 11:34
Измена, Как реагировать на измену своей 2й половины? klesch Мен & Вумен 1370 10.12.2011 01:49
Второй город Украины VITALY Украина 268 27.11.2011 22:20
Киев с древнейших времен до второй половины XVII в. Oktolom История города 1 10.01.2009 21:02


Часовой пояс GMT +3, время: 01:34.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2017