Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
N-728-MI-2
Вернуться   Форум Киев | ForumKiev.com > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города (лучшие темы раздела)

Киев XIX – начала XX вв.

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 13.07.2007, 14:52   #1
Приписанный
 Аватар для Oktolom
IP:
Сообщений: 591
"Спасибок": 81
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Киев XIX – начала XX вв.

В начале XIX в. Киев становится крупным торговым центром. Этому способствовал перевод в 1798 г. Крещенской ярмарки, называвшейся тогда «контрактами», из местечка Дубно в Киев, на Подол. На ярмарку приезжало очень много людей; город становился шумным, многолюдным.

В 30-х годах XIX в. площадь Киева составляла уже 169,3 км2. Он протянулся полосой, от 2,5 до 5,5 км вдоль Днепра, с северо-запада на юго-восток почти на 17 км. В нем насчитывалось 57 улиц, 101 переулок, 11 площадей, 8 мостов, 11 выездов из города, 66 кустарных промышленных предприятий, около 5500 зданий, а в 40-е годы уже более 6000, из них 300 каменных. Территория делилась на четыре административные части: Печерск (нагорная часть с Киево-Печерской лаврой и старой крепостью), Старый Киев, Подол и Плоская слобода. В эти годы начинается постепенное соединение трех исторически сложившихся обособленных районов, строятся новые кварталы. Выделяются земельные территории под городские площади, прокладываются новые улицы, в том числе Большая Васильковская. Начал формироваться Крещатик. К городу присоединяются бывшие предместья — Куреневка и Приорка, урочище Сырец и др.

В связи со строительством Печерской крепости, перепланировкой старых районов и образованием новых были организованы еще две новые административные части города: Дворцовая на Печерске и Лыбедская (новое строение) в долине реки Лыбедь. В Лыбедскую часть переселяли жителей из Печерска, где отбирали усадьбы под сооружение новой крепости.

Для связи Подола и Демиевки прорезали Александровский (ныне Владимирский) спуск, проложили Большую Васильковскую улицу. К этому времени Крещатик определился как главная улица города.

Быстрыми темпами растет численность населения Киева. Если с 1811—1817 гг. было немногим более 23 тыс. жителей, то в 1840 г. уже 44 683, в 1861 г.— 65 тыс. Население Киева увеличивалось за счет притока людей из сел.

Значительные изменения в архитектурно-художественный облик города внес XIX в. Застраивать Киев, особенно центр, разрешалось исключительно по «образцовым» (типовым) проектам, предусматривающим строительство только из кирпича. Однако установить строгий надзор в условиях частной собственности не удавалось. Поэтому застройка продолжала развиваться стихийно в угоду вкусам хозяев домов.

Проект генерального плана разработал главный архитектор Киева А. И. Меленский. Он составил отдельные проекты планировки и застройки и вел по ним строительство в Печерском и Ново-Лыбедском районах, ему же принадлежит проект реконструкции Старокиевской части. В проекте, составленном А. И. Меленским в 1808— 1809 гг., большое внимание уделено планировке Подола. По генеральному плану районы города в виде отдельных самостоятельных частей соединялись воедино живописными магистралями, свободно проложенными по рельефу.
Расселение по территории Киева имело свою специфику. Подол тогда был наиболее заселен, здесь жили преимущественно мещане и купцы, в прибрежной полосе — рабочие и ремесленники (гончары, дегтяри, кожемяки и др.) Подол, как и весь город, состоял из хат лозового плетения, обмазанных глиной. Только богатые купцы и торговцы владели деревянными или каменными домами, некоторые из них сохранились до наших дней.

Одним из наиболее крупных сооружений того времени на Подоле был 2-этажный каменный дом магистрата в районе Контрактовой площади. Он имел башню с установленными барельефными изображениями Петра I и архангела Михаила, выкованными из меди.

К своеобразным архитектурным произведениям Украины начала XIX в. относится монумент Магдебургского права, сооруженный в 1802—1808 гг. по проекту и под руководством архитектора А. И. Меленского на берегу Днепра, против того места, где, по преданию, происходило крещение киевлян.

Монумент высотой 23,1 м состоит из основания и колонны. Колонна (18,4 м) тосканского ордера увенчана небольшой главкой. Нижняя часть ее обработана прямоугольным рустом. Основание-пьедестал имеет прямоугольный объем, решенный в виде невысокой арки, расчлененной центральным столбом на два проема высотой 4,7 м.

Архитектор А. И. Меленский построил в Киеве много жилых домов и церквей. Лучшие из них — первый Контрактовый дом (1804 г.) на Подоле, на ул. Академика Зелинского. В 1804—1807 гг. А. И. Меленский на общественные деньги на месте нынешнего здания на ул. Крещатик, 2 построил профессиональный драматический театр. Зал театра вмещал 470 зрителей; кроме партера, было 32 ложи, расположенные в двух ярусах, амфитеатр и галереи.

Это большое 2-этажное деревянное сооружение разобрали в 1851 г. «за ветхостью».

В 1809—1810 гг. по проекту А. И. Меленского на месте могилы Аскольда, убитого, по преданию, в 882 г., сооружена круглая церковь (ротонда). Ротонда с колоннадой в классическом стиле — ценнейший памятник архитектуры начала XIX в. В 1935 г. по проекту архитектора П. Г. Юрченко над ней надстроили второй этаж.

В 1809—1811 гг. А. И. Меленский капитально перестроил здание бурсы — Киевской духовной академии, расположенное на Набережно-Крещатицкой ул., 15. По его проекту над первым этажом, возведенным еще в 1778 г., надстроили второй, а фасад оформили в стиле русской архитектурной классической школы начала XIX в. Вход в бурсу решен в виде четырехколонного портика. Это сооружение ценно как образец гражданской архитектуры Киева XIX в.

К началу XIX в. Киев значительно отстроился, но пожар, возникший 9 июля 1811 г., нанес городу огромный ущерб, уничтожив его наиболее заселенную часть — Подол. Сгорело 2 тыс. жилищ, монастыри Братский, Петропавловский и Фроловский, 3 деревянных и 8 каменных церквей.

После пожара в основу перепланировки и застройки Подола был положен проект, выполненный придворным архитектором В. И. Гесте. Вместо кривых и узких улиц в проекте предусматривались прямые и широкие, а в центральной части района — большая Контрактовая площадь. Осуществление проекта началось в мае 1812 г.

В 1817 г. завершили сооружение одного из главных зданий на Контрактовой площади — Контрактового дома (архитектор В. И. Гесте). Он был задуман как часть здания магистрата, которое должно было завершать ансамбль торговой площади. Архитектура Контрактового дома, созданная на основе классических форм дорического ордера, характерна для русской классической школы начала XIX в. и типична для творчества В. И. Гесте. В главном фасаде сдержанно использованы пластические и декоративные средства. Он решен стильным четырехколонным портиком дорического ордера, увенчанным треугольным фронтоном. На боковом фасаде, со стороны Межигорской ул., портик образован из шести трехчетвертных колонн и завершается горизонтальным карнизом. Второй боковой и задний фасады имеют такие же портики, оформленные пилястрами. Плоскости стен первого этажа здания решены горизонтальными рустами, стены второго — гладкие. Интересна также внутренняя планировка здания с трехнефными залами для контрактов и заседаний.

Одновременно с работами в районе Подола В. И. Гесте занимался застройкой Печерска и Старого города; его интересовало лишь приведение города в так называемую регулярную геометрическую застройку. Дальнейшее строительство в городе велось по сводному плану этого же архитектора.
В 1829 г. А. И. Меленский заканчивает восстановление гостиного двора, возведение которого началось в 1809 г. по проекту архитектора Л. И. Руска. Позднее это сооружение неоднократно перестраивалось, от прежнего архитектурного решения остались небольшие фрагменты. Поэтому оно утратило свое значение как памятник архитектуры. В 1976 г. было начато восстановление этого здания по первоначальному проекту, найденному в архиве.

В первые годы XIX в. начал застраиваться Крещатик и прилегающие к нему улицы. Сюда после пожара на Подоле в 1811 г. начали переселяться погорельцы. Особенно интенсивная застройка его относится к 30-м годам XIX в. в связи с расширением Печерской крепости и выселением жителей с ее территории. Появились деревянные жилые дома на Крещатицкой пл. (ныне Майдан Незалежности). Еще во второй половине XVIII в. на площади сохранились остатки оборонительных валов, окружавших город, и Лядских ворот. Тут же, на Козьем болоте, построили плотину и водяную мельницу. Ныне на этой площади сохранилось одно из первых каменных 2-этажных зданий, построенное в первой половине XIX в. В нем в 1859 г. проживал великий украинский поэт Т. Г. Шевченко. Недалеко от площади, в переулке, который теперь назван его именем сохранился дом, 8-а (возведенный в 30-х годах XIX в). Здесь весной 1846 г. жил великий Кобзарь — в настоящее время это дом-музей Тараса Григорьевича Шевченко.

В последующие годы на Крещатике появились каменные здания в два и три этажа. Это — 3-этажный дом, Крещатик, 14, сооруженный в конце 1840 г. по проекту А. В. Веретти; трехэтажный дом Европейской гостиницы (теперь Крещатик, 2), построенный в 1851 г. на месте снесенного деревянного театра, проект того же автора. В то время Крещатик застраивался преимущественно отдельными усадьбами с небольшими домиками. Лишь на участке от театра до Крещатицкой пл. и по ул. Лютеранской свободная застройка сменялась сплошной периметральной 2 и 3-этажной. Плотность застройки жилых кварталов достигала всего 5—8%, но в некоторых кварталах была выше и доходила до 15— 20%. В таком состоянии Крещатик находился вплоть до 70-х г. XIX в.

Одноэтажные деревянные дома появились в 30-е годы XIX в. в районе нынешней пл. Льва Толстого. В 1830 г. на месте старых печерских укреплений началось строительство новой крепости. В связи с Крымской войной 1853—1856 гг. оно не было закончено. Крепость охватила почти всю территорию Печерска. Одна из ее стен с Никольскими воротами в здании Никольских казарм находилась недалеко от глубокого и широкого оврага, позднее засыпанного для прокладки ул. Январского восстания. Эти ворота имели двойную арку и были главным входом в крепость со стороны города. Типичное оборонительное сооружение для того времени, крепость имела толстые кирпичные стены с узкими амбразурами для ружей и пушек, укрепления, форты, казармы, бастионы и рвы, была также оборудована водопроводом. Однако на время окончания строительства крепость не отвечала требованиям, предъявляемым к военно-оборонительным объектам. Из крепостных сооружений сохранились Никольские казармы понтонного батальона (ул. Январского восстания), косой капонир (ул. Госпитальная, 24) и другие укрепления. В 1840 г. вблизи Лаврских пещер основали Зверинецкую крепость, окруженную валами и рвами.
С 1833 г. на территории между Печерском и Крещатицкой долиной, в Липках, строились особняки представителей власти, родовой аристократии и богачей. Началось образование аристократического района — Дворцовой части города.

В 1834 г. было утверждено положение об устройстве Киева, предусматривавшее застройку города зданиями классической архитектуры и строительство новых улиц, площадей. Первые работы по благоустройству улиц начались в 1824 г. В этом году появились первые каменные мостовые на Козловской и Московской улицах. В 30-е годы мостовые сооружались на Крещатике, Софийской и др. До этого на некоторых улицах были деревянные мостовые.
В утвержденном в 1837 г. новом проекте планировки Киева (автор архитектор В. И. Беретти) намечалось административное деление города на шесть частей с учетом его исторически сложившихся планировочных районов.

Этот важный градостроительный документ содействовал интенсивному росту города в районах Бессарабки и на городском выгоне, протянувшемся за Золотыми воротами.

Началась застройка территории на юг от Старого города, развернулось большое строительство на Подоле, где возникли новые кварталы со зданиями в стиле классицизма.

В конце 40-х гг. Киев формируется по единому плану. В это же время был проложен и начал застраиваться Бибиковский бульв. (ныне Тараса Шевченко) с прилегающими к нему кварталами.

Застройка города велась главным образом за счет наращивания к основной его части Демиевки, Зверинца, Куреневки, Приорки и других частей города, размещавшихся вокруг Киева отдельными селениями. Это особенно заметно при изучении более поздних планов города (1883 и 1888 гг.).

В этот период в архитектуре Киева господствовал типичный стиль классицизма (образцовый). В застройке принимали участие видные русские архитекторы, по их проектам возводились крупные здания. Одним из лучших памятников архитектуры русской классической школы первой половины XIX в. на Украине является здание университета, (Национального университета им. Т.Шевченко) на ул. Владимирской, 60, прорезанной в феврале 1837 г. (в то время она называлась Университетская).
Черты русского классицизма ярко выражены в четком построении плана, подчиненного системе главных и второстепенных осей, в логическом размещении основных узлов сооружения и их связи между собой. Здание представляет собой большой четырехугольный замкнутый корпус с внутренним двором. Основные композиционные узлы плана определены крупными объемами главного вестибюля, актового зала и двух боковых объемов, расположенных в углах корпуса со стороны Ботанического сада.

Главный фасад протяженностью 145,68 м, решенный контрастным противопоставлением лаконично трактованной плоскости стены и сильно выраженного 8-колонного на всю высоту 3-этажного здания портика ионического ордера с черными чугунными капителями и базами колонн, производит сильное впечатление своими монументальными формами. Широкий развод пандусов и замена традиционного фронтона аттиком еще больше усиливают монументальность портика. Западный фасад пластичен, живописен и увязан с природой Ботанического сада. Расчлененный центральными и фланговыми выступами, он четко отражает осевую структуру плана здания.

Интерьеры университета как бы продолжают и развивают внешнюю архитектуру здания. В них широко использованы те же архитектурные формы, детали и конструкции. Более парадно и богато — колоннами ионического ордера — решен интерьер главного вестибюля. Интересно оформлен интерьер актового зала и двух бывших церковных залов.

Наружная окраска здания выполнена не в соответствии с желанием автора. В 1842 г. В. И. Беретти просил комитет довести до «высочайшего» сведения следующие соображения: «...можно будет окрасить стены желтой краской, а карнизы и пояски — белой, как обыкновенно красятся все строения в городе, или же таким образом под цвет извести,— я же, со своей стороны, полагал бы окрасить все пространство от цоколя до подколонн под цвет гранита брызгами, а остальное, не отличая ни поясков, ни карнизов, под цвет извести так, чтобы все строение казалось бы сделанным из одного камня».

Генерал-губернатор Киева Бибиков решить этот вопрос не мог и отправил прошение архитектора к министру просвещения России Уварову. Министр также не мог решить этого сам, а изложил царю Николаю I свои соображения: «...из сих способов белому цвету должно быть дать преимущество перед ординарным желтым, но кажется здание еще лучше могло быть отмечено, если бы наружность его походила цветом на нынешнюю окраску Зимнего дворца в Санкт-Петербурге...». Николай I дополнил эти соображения следующими словами: «...цвет Зимнего дворца под дикий камень и потому самый приличный для большого здания, удаляя всякую пестроту».

Здание окрасили в 1843 г., уже после смерти В. И. Беретти, в коричнево-красноватый цвет, согласно образцу окраски Зимнего дворца и рецепту, присланному из Петербурга: серая известь, охра, итальянская мумия, слоновая кость или олонецкая земля.

Здание университета оказало большое влияние на формирование и дальнейшее развитие архитектуры Киева 30—40-х годов XIX в. Это отразилось в четкой планировке центральной части города и введении в ее застройку сооружений крупного масштаба. Влияние сказалось также в использовании (впервые) художественного литья из металла в оформлении капителей колонн, карнизов, плит полов, оград зданий.

Второе значительное архитектурное произведение В. И. Беретти — здание института благородных девиц (бывший Октябрьский дворец культуры, ныне Международный центр культуры и искусств). Здание имеет симметричную композицию по главной оси. Живописно трактованные фасады рассчитаны на обозрение со всех сторон. Основное здание бывшего института благородных девиц композиционный центр главного фасада — полуротонда с восьмью спаренными колоннами коринфского ордера, связанными между собой оградой балкона. Членение фасада имеет традиционное в русском классицизме осевое решение с подчиненностью главной оси здания. Ризолиты, увязанные с центральным выступом ритмом оконных проемов, характером их обрамления и балконами, использованы для постепенного перехода к прилегающим фасадам. Архитектура боковых и заднего фасадов более скромна и отвечает общему решению всего здания. Отличительная черта боковых фасадов — их входы, композиционно подчеркнутые балконами и группой расширенных проемов на фоне пластично сдержанного поля стены.

Планировочное решение здания отличается четким функциональным распределением групп помещений в а этажах с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.
Во время оккупации Киева (1941—1943 гг.) центральная часть заднего фасада и юго-восточное крыло здания были взорваны. В 1952—1957 гг. здание реконструировали под Октябрьский Дворец культуры.

В 1840—1850 гг. отец и сын Беретти достроили ряд других крупных зданий «Анатомический театр» на Фундуклеевской ул. (ныне ул. Богдана Хмельницкого, 37), астрономическую обсерваторию (Обсерваторная ул., 3). По проектам А. В. Беретти в 1850 г. возвели два здания первой женской гимназии на бульв. Тараса Шевченко, 14 (теперь здание университета) и на Владимирской ул., 54 пансион Левашовой (сейчас президиум Академии наук Украины).

Корпус первой женской гимназии П-образной формы в плане решен довольно просто. Главный фасад, выходящий на бульв. Тараса Шевченко, имеет небольшой выступ, решенный шестью пилястрами коринфского ордера. Здание завершено классическим карнизом, оконные проемы обрамлены наличниками простой формы, увенчанными треугольными сандриками. Плоскости стен окрашены в светло-желтый цвет и хорошо гармонируют с зеленью бульвара.

Трехэтажный прямоугольный дом (ныне здание президиума Академии наук Украины) также выделяется своим объемом и архитектурным решением. Он выполнен в классическом стиле; на стенах пилястры с рустовкой, оконные проемы обрамлены наличниками.

С середины XIX в. в Киеве значительно увеличились масштабы строительства, вызванные развитием капитализма в России. Город приобретает черты, свойственные всем капиталистическим городам, и прежде всего стихийность и хаотичность в застройке. Старые и новые улицы застраиваются многоэтажными доходными жилыми домами. Вырубались сады и на их месте воздвигались серые, однообразные дома с дворами-колодцами.

В связи со строительством увеличивается спрос на земельные участки, растет их стоимость. Это привело к застройке кварталов сплошной стеной многоэтажных зданий по периметру. Существующие крупные кварталы с большими внутриусадебными зелеными массивами расчленялись на мелкие, и возникал большой фронт застройки улиц. Мелкоквартальная периметральная застройка города была закреплена в генеральном плане 1865 г.

Территория города расширялась, интенсивно застраивались его окрестности, в том числе Лукьяновка, с. Дорогожичи, через которое прокладывалась Дорогожицкая ул. В эти районы переселялись киевляне, пострадавшие от катастрофического наводнения 1845 г., когда воды Днепра поднялись более чем на 7 м и затопили весь прибрежный Подол. Вода разрушила 77 домов и 451 сильно повредила.

В 1856 г. в Киеве было уже 4873 дома, из них всего лишь 361 каменный, остальные все те же деревянные или смешанные. В этот период в городе проживало более 57 тыс. человек.

Появились первые крупные инженерные сооружения. В 1848—1853 гг. против Аскольдовой могилы по проекту и под руководством инженера Чарлза де Виньоля был построен цепной мост через Днепр — один из самых больших и красивых в Европе (протяженность 777,5, ширина 16 м). До этого времени начиная с 1702 г. гарнизон Киево-Печерской крепости периодически наводил на Днепре плавучий мост на плотах, названный Наводницким. Однако такой мост не мог удовлетворить возрастающие транспортно-торговые связи Киева с другими городами Левобережной Украины. Поэтому наряду с Наводницким понтонным мостом действовали до середины XIX в. переправы на паромах и дубках.

Новый висячий цепной мост опирался на береговые устои и пять гранитных быков. Каждый из них завершался целым архитектурным сооружением — арками из киевского кирпича с двумя башнями по бокам. Через арки с правой и левой сторон были протянуты чугунные подушки из металлических пластин. Полотно проезжей части поддерживалось поперечными балками, подвешенными на железных тросах к цепям. По краям моста тянулись тротуары, окаймленные красивыми чугунными перилами.

В 1912 г. по мосту пустили электрический трамвай. Скорость его не должна была превышать 10 км в час. Не разрешалось проезжать одновременно двум трамваям.

Цепной мост просуществовал 70 лет. 10 июня 1920 г. его разрушили отступавшие из Киева белополяки. В 1925 г. он был восстановлен по проекту профессора Киевского политехнического института Е. О. Патона. Изготовление металлических конструкций поручили местным заводам «Арсенал», «Ленинская кузница» и «Большевик». Торжественное открытие моста состоялось 10 мая 1925 г.

Во время Великой Отечественной войны мост был снова разрушен. На его месте в 1961—1965 гг. возвели мост Киевского метрополитена.

Строительство в Киеве крупных общественных зданий приобретало все больший размах. В 1854—1857 гг. между Софийским и Михайловским соборами по проекту архитекторов М. С. Иконникова, И. В. Штрома и К. А. Скаржинского построили 3-этажное здание Присутственных мест, состоящее из отдельных корпусов, расположенных по периметру квартала между Владимирским проездом и улицами Владимирской и Большой Житомирской.

В конце XIX в. на некоторых корпусах надстроили четвертые этажи. Здание носит черты, характерные для эпохи упадка классицизма в архитектуре. Это — измельченность и сухость деталей, в целом невыразительность общей композиции.
В 1974—1976 гг. бывшее здание Присутственных мест было достроено со стороны улиц Владимирской и Большой Житомирской в тех же архитектурных формах и деталях, которые присущи старому зданию.

В 1870 г. Киев состоял из 6 административных участков — Старокиевского, Дворцового, Печерского, Лыбедского, Плоского, Подольского и трех отдельных кварталов — Зверинца, Лукьяновки и Куреневки. В городе насчитывалось 89 улиц и 60 переулков, застроенных преимущественно деревянными домами. В последующие годы в центре прокладываются и благоустраиваются новые улицы (ныне Заньковецкой, Маяковского и др.). Здесь сооружаются крупные общественные здания. В 1870 г. между старыми оборонительными валами и горой появилась Прорезная ул.. Ее застраивали домами для городской буржуазии.
Административный и торговый центр стал перемещаться с Подола на Крещатик. В 1874—1876 гг. на Крещатицкой пл. (теперь Майдане Незалежности) по проекту архитектора А. Я. Шилле воздвигли двухэтажное здание Городской думы с 3-этажной центральной частью. В начале XX в. надстроили третий этаж. Здание размещалось на площади, что определило его главную, осевую композицию, подчеркнутую башней с шатровым куполом и округленным контуром плана. Несмотря на некоторую раздробленность фасада поэтажными поясками и большим количеством вертикальных членений и барочных деталей, это сооружение играло видную роль в архитектуре Крещатика того времени и служило одним из его основных композиционных центров.

В начале Крещатика, на нынешнем Владимирском спуске, 2, по проекту архитектора В. Н. Николаева в 1882 г. построили здание купеческого собрания (теперь здесь здание филармония). Более квалифицировано выполнены интерьеры здания, зал отличается хорошей акустикой и оформлением.

В 1898 г. по проекту архитекторов Э. П. Братмана и Г. П. Шлейфера на средства, собранные населением, в конце проложенной в 1890 г. был построен городской драматический театр Соловцова (ныне театр им. Ивана Франко). Внешний вид здания непривлекателен, зато представляет интерес внутреннее оформление зала в стиле рококо — проект архитектора В.В.Городецкого. Зрительный зал, несмотря на небольшие размеры, имеет более 1200 мест (вместе с балконами и галереей).
Во время немецко-фашистской оккупации Киева театр был разрушен, в 1946 г. – восстановлен.

В 1959 — 1960 гг. здание театра подверглось коренной реконструкции. Надстроили один этаж по главному фасаду; был пристроен кассовый вестибюль, значительно расширено фойе на втором этаже, представляющее собой анфиладу из трех помещений общей площадью 228,5 м2. Реконструкция позволила увеличить объем сооружения с 33,1 до 41,6 тыс. м3.

В 1897 — 1901 гг. на месте сгоревшего в 1896 г. городского театра сооружен новый по проекту академика В. А. Шретера под руководством академика В Н Николаева (сейчас Театр оперы и балета им. Т.Шевченко). Зрительный зал на 1630 мест, размещенных в 5 ярусах, имеет длину 25, ширину — 21,3 и высоту — 19,7 м. Архитектуре здания присущи элементы эклектики, тем не менее, на Всемирном конкурсе проектов театров архитектор В. А. Шретер получил первую премию за эту работу.
Одновременно со строительством оперного театра в 1898 г. на углу улиц Пушкинской и Фундуклеевской (ныне ул. Б.Хмельницкого) был построен частный театр Берганье (в настоящее время здесь размещается театр русской драмы им. Леси Украинки).
В 1900 г. на ул. Васильковской (ныне ул. Красноармейская, 53) сооружено здание Киевского общества грамотности.

В 1900 г. на ул. Николаевской (ныне ул. Городецкой, 7), где сейчас находится кинотеатр «Украина», по проекту Э. П Братмана построили в стиле модерн здание цирка на 2000 мест и рядом с ним гостиницу «Континенталь» (архитекторы Э. П. Братман, Г. П. Шлейфер). В фасадах гостиницы применены всевозможные детали из разных архитектурных эпох и стилей — от ренессансных кронштейнов карниза до кариатид, трактованных в стиле барокко. Оба эти здания разрушили фашистские оккупанты. На базе оставшейся коробки гостиницы построено здание консерватории.

По проекту архитектора Г. П. Бойцова гражданским инженером В. В. Городецким в 1897—1900 гг. на живописном склоне (ул. Грушевского, 6) возведено здание Киевского художественно-промышленного и научного музея (бывший Государственный музей украинского искусства, ныне Национальный художественный музей Украины). Строительством руководил академик В. Н. Николаев. В центре главного фасада расположен портик с шестью колоннами греко-дорического ордера своеобразной трактовки, поддерживающими большой треугольный фронтон. В тимпане фронтона помещена скульптурная группа с аллегорическим сюжетом торжества искусства (скульптор Е. Саля). Углы здания завершаются огромными изваяниями грифонов. Интересны скульптуры двух огромных львов, установленные на боковых выступах гранитной лестницы, поднимающейся к главному входу и имеющей ширину 17 м. В 1969—1971 гг. здание музея достроено со стороны Музейного пер.

Крупным сооружением Киева конца XIX в. был первый в политехнический институт, построенный в 1898 г. (Победы просп., 39). Строительством руководил гражданский инженер А. В. Кобелев, проект петербургского профессора И. С. Китнера.

Решенный по павильонной системе, институт состоял из главного корпуса, зданий химического павильона, механических мастерских, оранжерей и других вспомогательных построек. Объем всех сооружений, включая и два жилых дома,— 266 тыс. м3.

В архитектуре зданий института, отличающихся эклектичностью, преобладают элементы романского стиля. Для фасадов учебных корпусов и мастерских, расположенных в глубине участка, характерны горизонтальные членения. Выделяется по своей архитектуре 3-этажное здание с фасадом, протянувшимся на 270 м. Недостатком его планировки следует считать ориентацию на север.
Значительную роль в создании выразительного архитектурного облика Киева второй половины XIX в. сыграли памятники. К ним относится монумент князю Владимиру Святославичу воздвигнутый за счет пожертвуваний. Памятник открыли 23 сентября 1853 г. Он отличается четкой композицией и исключительно удачной постановкой на второй террасе Владимирской горки, возвышающейся на 70 м над уровнем Днепра.
Фигура князя установлена на кирпичном восьмигранном постаменте, облицованном чугунными плитами. Постамент расположен на квадратной плите со ступенями.
Его восточная сторона украшена бронзовыми барельефами «Крещение киевлян» и старинным гербом Киева. На круглой базе, украшенной литьем в виде цветов, стоит
бронзовая фигура князя Владимира в одежде древнерусского воина с императорской мантией на плечах, в правой руке он держит большой крест, в левой — шапку Мономаха. Высота скульптуры 4,5 м, вес около 6 т, общая высота монумента 20,4 м. Несмотря на некоторую несогласованность основной фигуры с пьедесталом, этот па
мятник обогатил силуэт Киева и создал композиционный центр в парковой зоне Киева.

Важная роль в создании архитектурно-планировочной композиции центральной части города принадлежит памятнику Богдану Хмельницкому. Памятник был открыт 15 мая 1888 г. на Софийской пл. Памятник создал известный скульптор академик М. О. Микешин. Пьедестал — архитектора В. Н. Николаева. Памятник хорошо замыкает перспективу Владимирской ул. На суживающемся кверху овальном постаменте высотой 7,15м, сложенном из гранитных камней, установлена статуя гетьмана Богдана Хмельницкого.

В скульптуре всадника хорошо переданы отдельные детали, чувствуется плотность суконной киреи (дохи), мягкость складок шаровар, запущенных в голенища сапог. Левой рукой Богдан Хмельницкий осаживает вздыбленного коня, в правой держит гетманскую булаву. Общая высота памятника 10,85 м, вес 10 т.
Проект памятника был утвержден в 1889 г. Строительство же продолжалось 19 лет. Это объясняется тем, что царское правительство отказалось выделить деньги, основные средства были собраны населением.

Примечательная история создания Владимирского собора, который проектировали и строили 34 года с 1862 по 1896 гг.

Собор, воздвигли в честь 900-летия крещения Руси. Первоначальный проект Владимирского собора с 13 куполами, утвержденный в 1853 г., принадлежит профессору И. В Штрому. В связи с большой стоимостью строительства проект не был осуществлен. Собор заложили в 1862 году уже по проекту А.В.Беретти (бульв. Тараса Шевченко, 20) Его возведение продолжалось до 1866 г и было прекращено из-за появившихся трещин. Лишь в июле 1876 г. строительство возобновилось по вновь измененному профессором Р.Б.Бернгардтом проекту. Производителем работ назначили академика архитектуры В.Н.Николаева. В сооружении собора принимали участие инженер Д. Г. Биркин и архитектор К.Я.Маевский.
Постоянные проектные изменения и всевозможные пристройки мешали цельному и стройному развитию одного стиля. Здание выглядит как бы случайным собранием разрозненных частей. Владимирский собор — трехнефный, восьмистолпный крестовокупольный храм, увенчанный семью куполами. Его размеры - главный фасад — 29,85 м, длина — 54,93 м, высота до креста главного купола — 48 м.

Украшают главный фасад двухстворчатые входные двери из оксидированной бронзы с эмалью, резьбой и ажурными набивками. На створках ворот на голубом эмалевом поле изображены фигуры княгини Ольги и князя Владимира из рельефного бронзового литья.

Значительную художественную ценность собора представляют росписи интерьера, выполненные известными русскими художниками В. М. Васнецовым, М. В. Нестеровым, П. А. Сведомским, В. А. Котарбинским, М. А. Врубелем, А. С. Мамонтовым, Н. К. Пимоненко под руководством признанного специалиста по истории искусства — художника и професора А.В.Прахова.

В 80-х годах XIX в. Киев имел 5906 усадеб, на них было построено 21 120 зданий, в том числе около 3 тысяч каменных и свыше 18 тысяч деревянных.

В 1897 г. в городе проживало 347 тыс. человек.

Росту Киева в значительной мере способствовало строительство в 1863—1868 гг. железной дороги Москва — Курск — Киев, а в 1870—1871 гг.— окончание железной дороги Киев — Балта — Одесса.

В 1868—1870 гг. в долине реки Лыбедь соорудили первый киевский железнодорожный вокзал протяженностью 460,5 м. В 1870 г. по проекту инженера А. Е. Струве вблизи дельты реки Лыбедь закончилось возведение железнодорожного моста через Днепр длиной около 1 км с 13 большими устоями. Тогда это был самый длинный мост в Европе.

Большое внимание в конце XIX в. стало уделяться развитию городского хозяйства, в частности водоснабжения и канализации. Первые попытки организовать городскую систему водоснабжения относятся к началу XVII в. В те времена киевляне пользовались водой из источников, ее подводили к домам по деревянным трубам.

Централизованный водопровод вместе с водонапорной башней в бывшем Царском саду и 24 км водопроводной сети были пущены в эксплуатацию только в 1872 г.

В 1895 г. образовалось Киевское общество водоснабжения. Оно начало бурение артезианских скважин на Набережном шоссе. В 1900 г. дала воду первая артезианская скважина.

В 1895 г. появилась общегородская канализация.

Первые керосиновые фонари для уличного освещения установили в Киеве в 1869 г. В 1872 г. газовыми фонарями освещались Крещатик и смежные улицы. Первая электростанция, давшая городу электрический ток для освещения, начала эксплуатироваться лишь в 1892 г. К концу 1904 г на улицах Киева было около 1 тыс. дуговых электрических фонарей, а в садах и скверах — 24 лампы накаливания Кроме электрических, светили еще 1737 газовых фонарей Первые 150 км кабельных подземных сетей уложили в 1900 г. на Крещатике, возле оперного театра, на Подоле и Печерске в связи с прокладкой линии электрического трамвая. В 1891 г. от ул. Саксаганского по ул. Большой Васильковской до Демиевки работала первая линия конки, а с 6 июля была открыта вторая — от нынешней Европейской площади и Крещатику до пл. Льва Толстого
В 1892 г. конку заменили паровым трамваем как более удобным в условиях Киева с его гористым рельефом. Линия проходила по Крещатику, по теперешним улицам Б.Хмельницого, Пирогова, бульв. Тараса Шевченко до триумфальных ворот возле Проспекта Победы (бывшего Брест-Литовского просп.). 8 мая того же года состоялся пробный пуск первого в Российской империи и второго в Европе электрического трамвая. 14 июня началось регулярное трамвайное движение с Царской пл (Европейская пл.) по Владимирскому спуску до Почтовой пл. Длина маршрута достигала всего 1,5 км.

В 1888 г. был утвержден новый план Киева. Территория его расширялась на запад, вдоль Брест-Литовского просп., где возникли первые промышленные предприятия — нынешние заводы: Киевский паровозовагоноремонтный, «Большевик» и «Ленинская кузница». Возле них выросли рабочие предместья, убогие, с примитивным благоустройством.

Как и в других городах царской России, в Киеве благоустроенной была только центральная часть города, заселенная буржуазией, чиновниками и городской знатью. На рабочих окраинах (Подоле, Юрковице, Оболони, Куреневке, Соломенке, Батыевой горе, Лукьяновке, Зверинце, Шулявке) не знали водопровода, канализации, освещения, не было мощеных улиц, тротуаров.

Каменные одноэтажные здания располагались преимущественно в центральных районах города. В 1904 г. в Киеве насчитывалось каменных домов 4355, а деревянных — 9574; в 1912 г.— соответственно 5500 и 11 500. Таким образом, деревянные строения, составлявшие более 60% всей городской застройки, формировали облик Киева.

В 1904 г. Киев занимал 64,3 км2. После присоединения к нему в 1910—1911 гг. селений Нижней и Верхней Соломенки, Батыевой горы, Протасового и Кучменского яров, Шулявки, Караваевых дач и прилегающих к ним местностей (селитебная территория составляла 67,14 км2), общая площадь города выросла до 123,47 км2. По размерам застроенной территории Киев занимал третье место после Петербурга и Москвы.

Накануне первой мировой войны в Киеве было уже около 340 улиц и более 60 переулков общей протяженностью 202,7 км.

Численность населения на 1 января 1913 г. составляла 594,4 тыс. человек.
Несмотря на увеличение селитебной территории, город характеризовался отсутствием компактности в планировке и застройке. Печерск, Демиевка и другие районы, расположенные вокруг центра, оставались территориально разобщенными, без четкой планировочной связи друг с другом. Подол был оторван от Соломенки, Демиевки и основного ядра города.

В начале XX в. проводились начальные работы по улучшению транспортной связи Верхнего и Нижнего города. По проекту инженеров Н. К. Пятницкого и Н. И. Барышникова в 1902—1905 гг. создан фуникулер между верхней террасой Владимирской горки и ул. Боричев ток на Подоле. На железобетонной эстакаде уложены 200 м рельсовых путей.

В 1928 г. фуникулер реконструировали, линия удлинилась на 38 м и вышла к Почтовой пл., в 1958 г. старые вагоны заменили новыми, мягкими, разделенными на купе. Обновилось оборудование машинного зала.

Проведению важных градостроительных мероприятий препятствовала частная собственность на землю. Примером этого может служить история устройства городской канализации. С 1902 по 1909 г. комиссия городской управы занималась выбором удобных мест для размещения очистных сооружений. Из многих предложенных городу выгодных вариантов ни один не был осуществлен. Один вариант предусматривал расширение существующих полей орошения за Куреневкой, однако его не удалось реализовать из-за протеста владельцев дач; второй вариант тоже не имел успеха, о чем свидетельствует протокол городской управы от 17 сентября 1903 г.: «Духовный совет Лавры не согласился уступить городу принадлежащую Лавре часть Галерных островов ни на каких условиях».

Предложенный в мае 1904 г. третий вариант расширения городской канализации также не был принят. Ни к чему не привели переговоры с владельцами земель, по которым следовало провести канал. Только в 1909 г. приняли один из наихудших вариантов, не затрагивавший частных интересов и наносивший ощутимый вред городу, так как загрязнялись воды Днепра.

Это лишь один пример из многих, показывающий, как часто градостроительные проекты наталкивались на непреодолимые трудности, ставившие город в прямую зависимость от капризов, самоуправства и вымогательства частных землевладельцев. Это тормозило прорезку улиц, задерживало прокладку трамвайных путей и сооружение других элементов благоустройства. Городское строительство стало коммерческим делом, рентабельным и прибыльным только для домовладельцев.

Эта «доходная» архитектура нередко ограничивалась декорацией фасада, придавая ему якобы парадный вид. Центральные кварталы в первом десятилетии XX в. застраивались большими зданиями с уродливыми эклектичными фасадами. Жилые дома, как правило, строились без увязки архитектурных объемов, оказывались в случайном сочетании и в соседстве с различными по характеру, стилю, материалам, цвету и высоте зданиями. Рядом уживались стили ампир, классицизм, барокко, модерн и другие, отражавшие невежество, дурные вкусы собственников. Этот «архитектурный стиль» киевских подрядчиков господствовал и на Крещатике. Рядом со светлой оштукатуренной гостиницей стояло здание банка, облицованное гранитом, а к нему примыкал низкий кирпичный или деревянный дом, окрашенный известью.

В начале XX в. в Киеве появилось много сооружений в стиле модерн. Этот стиль отражал вкусы тогдашней буржуазии, представляя собой искусственное приспособление академических форм к новым типам сооружений и строительным материалам. Новейшие строительные материалы, как и конструкции из железобетона и стекла, применяли только как декоративные элементы.

Примером этого может служить дом с химерами, построенный в 1902—1903 гг. гражданским инженером В. В. Городецким по Банковой ул. Главный фасад здания выходит на красную линию улицы, а дворовой завершает склоны, обращенные к Крещатику. Архитектура его особенно характеризуется отходом от реальной действительности в мир фантазии. Автор декорировал здание изображениями разных зверей (головы оленей, носорогов, слонов, гигантских лягушек), рыболовецкие сети среди морских волн и много других деталей, выполненных из бетона. Эти своеобразные архитектурные детали рекламировали возможности цемента, выпускаемого фабрикой Рихтера. Цемент в то время не находил сбыта, и фабрикант предложил В. В. Городецкому брать у него этот материал бесплатно, с целью рекламы.

В стиле модерн выполнен первый на Украине крытый рынок на Крещатике (1910 г.) по проекту гражданского инженера Г. Ю. Гая. Строительство его совпало с периодом, когда в модерне начал проявляться конструктивистский рационализм и наметилось стремление показать свойства материалов и конструкций. Эта тенденция откровенно выражена в здании рынка: все конструкции (клепаные балки над оконными проемами, кронштейны балконов и др.) открытые. Трактовка отдельных частей здания и скульптурные украшения (головы быков и барельефы на сельскохозяйственные темы) отлиты в стиле модерн. Во время реконструкции в 1960 г. интерьер торгового зала был изменен.

Модерн характерен также для архитектурных решений высотных по тому времени жилых зданий. К ним относятся 11-этажный дом Гинзбурга на Институтской ул. (архитектор Ф. А. Троупянский, 1912 г.), дом Морозова на углу улиц Владимирской и Льва Толстого (архитекторы И. А. Зекцер и Д. Г. Торов, 1910—1912 гг.) и др.

Украинский модерн получил значительное распространение в области строительства школьных и лечебных учреждений. В таком стиле архитектор В. Г. Кричевский построил школу на Куреневке.

Невзирая на преобладание модерна и эклектики в архитектуре Киева, архитекторы создают в начале XX в. высокохудожественные произведения. Так, в 1902—1905 гг. на Институтской ул., 9 по проекту гражданских инженеров А. В. Кобелева и А. М. Вербицкого выстроили 2-этажное здание банка в стиле североитальянской готики. В 1935 г. профессор В. Н. Рыков в содружестве с профессором А. В. Кобелевым надстроили еще два этажа. Это было сделано с таким мастерством, что банк по своим архитектурно-художественным качествам приобрел еще более выразительный и монументальный облик.

Фасад третьего и четвертого этажей решен трехчетвертными колоннами из полированного Лабрадора. Стены и пространство под подоконниками четвертого этажа оформлены богатой орнаментикой. Центр здания подчеркнут двумя ризалитами, расположенными по сторонам входа, который выступает в виде веранды, опирающейся на четыре колонки. По углам ризалитов расположены витые колонки, опирающиеся на башенки и завершающиеся башенками. Углы фасада здания закреплены витыми колонками, поддерживаемыми изваяниями гигантских драконов. Венчающий карниз сделан из стали. Внутреннее оформление банка изобилует лепным орнаментом и резьбой скульптора Е. Саля.

К лучшим произведениям зодчих этого периода можно отнести здание больницы Мариинской общины сестер милосердия Красного Креста (теперь Клинический институт на ул. Саксаганского, 75), построенное в 1913 г. по проекту архитектора В. Н. Рыкова. Здесь, как и в предыдущих работах, автор придерживался ренессансной паладианской классики. Свободно выделенный средний ризалит оформлен трехчетвертными коринфскими колоннами. Они несут раскрепованный антаблемент, на выступах которого расположены четыре аллегорические статуи, олицетворяющие по замыслу скульптора И. П. Балавенского «милосердие, любовь, медицину и жизнь». Планировочное решение здания, распределение помещений и трактовка интерьеров целиком отвечают своему назначению.

В начале XX в. в Киеве возводятся здания и в классических формах, с хорошими пропорциями и деталями. С точки зрения архитектурно-художественного решения к лучшим можно отнести здания Петербургского банка на Крещатике, 8 (архитектор Л. Н. Бенуа, 1911 г.) и тут же рядом Волжско-Камский банк на Крещатике, 10 (архитектор П. С. Андреев, 1912—1913 гг.).

Инженер А. В. Кобелев совместно с архитектором В. А. Обременим, став на путь использования классики, создали в этом стиле (1906 г.) здание коммерческого института на углу бульв. Тараса Шевченко и ул. Ивана Франко.

Гражданский инженер А. В. Кобелев возвел в 1911— 1913 гг. в стиле русского классицизма 3-этажное здание высших женских курсов (ул. Чкалова, 55, ныне ул. О.Ганчара). Архитектурный образ выражен простыми монументальными формами. Главным фасадом сооружение обращено к площади, где разбит сквер на развилке улиц Михаила Коцюбинского и О.Ганчара. Над центральной частью здания расположен купол, на плоскостях фасадов размещены классические барельефы. Боковые фасады замыкаются закругленными угловыми ризалитами и завершаются парапетными стенками. Центральная часть фасада, выходящего к скверу, решена в виде чуть выступающего ризалита. На первом этаже главный вход подчеркнут портиком с четырьмя колоннами дорического ордера. Портик верхних двух этажей представлен восьмью трехчетвертными колоннами ионического ордера.

Такой же ордер имеют боковые закругленные части постройки.

Следует отметить здание Технического товарищества (ул. Чкалова, 57), также построенное А. В. Кобелевым в 1914 г. Оно характеризуется классическими формами. В планировке хорошо учтено назначение объекта. В первом этаже устроены помещения для мастерских, зал демонстрации новых машин. В остальных этажах — комнаты для изучения техники.

Значительно по своему объему и архитектурной ценности здание Публичной библиотеки (бывшая Библиотека им. КПСС, сейчас Парламентская библиотека) на ул. Грушевского, 1, сооруженное в 1911 г. Проект архитектора Е. Л. Клаве (здание восстановлено в 1954 г.).

К образцам архитектуры классического стиля относится 4-этажное с мансардой здание Губернской земской управы на Владимирской ул., 31—33, законченное в 1913 г. Автор — академик В.А. Щуко. Главный вход в здание расположен в центральной части и оформлен в виде ризалита, завершающегося треугольным фронтоном. Фасад первого этажа спроектирован с крупными рустами, оконные проемы полуциркульные. Верхние три этажа облицованы тесаным камнем. Плоскости стен очень пластичны, решены пилястрами, оконные проемы обрамлены наличниками и завершаются треугольными сандриками. Четвертый этаж аттиковый. Пятый — мансардный, с заломом крыши. Хорошо найдены общие пропорции сооружения, его отдельных частей и деталей; светло-серый цвет хорошо сочетается с общим архитектурным решением здания.

Не менее привлекателен в стиле итальянского ренессанса Русский банк внешней торговли на Крещатике, 32, возведенный в 1913 г. по проекту виднейшего архитектора Ф. И. Лидваля. Хорошо найдены его композиция и масштаб; 4-этажное здание облицовано финским гранитом с рустами; его венчает мощный карниз с высоким парапетом. Удачно расположены в центре два скульптурных барельефа — фигуры, символизующие торговлю и мореплавание.

Здание было разрушено в период фашистской оккупации, восстановлено в 1950 г. Здесь находится Главное управление по делам строительства и архитектуры Киева и «Киевпроект».

В стиле итальянского ренессанса решен также фасад здания бывших Народных чтений на улице Воровского, 26 (архитектор В. Н. Рыков). Проект его был одобрен на закрытом конкурсе, организованном «Киевским обществом содействия начальному образованию» в 1909 г. Здание является одним из лучших образцов архитектуры Киева предреволюционного времени: здесь умело найдены пропорции этажей; средняя часть фасада насыщена выразительными архитектурными формами и контрастирует со строгой плоскостью тонко рустованных стен и ризолитов, которые их фланкируют; автор нашел правильное соотношение проемов и стенных плоскостей, формы окон, живописно разместил балконы, увенчанные хорошо исполненными картушами. Здание завершается четким выразительным карнизом с модульонами.

В этом здании в 1917 г. состоялись первые легальные собрания Киевской организации большевиков. Здание хорошо сохранилось, теперь в нем размещается проектный институт «Гипрогражданпромстрой». В 1954—1955 гг. оно было надстроено.

В 1911—1913 гг. на Владимирской ул., 57 по заказу Киевского учебного округа по конкурсному проекту архитектора П. Ф. Алешина возвели здание Педагогического музея, открытое 5 октября 1913 г. Серебряный макет его, изготовленный одновременно со строительством, находится в Историческом музее.

Композиция сооружения в плане представляет вытянутый вдоль улицы прямоугольник с сильно выступающим полукругом. Со стороны двора оно имело два небольших выступа, увеличенных в 1937—1938 гг. симметричными пристройками.

Архитектурный образ решенный в стиле классицизма с использованием мотивов античной архитектуры. Красив полукруг центральной части музея, он усиливается криволинейной формой вестибюля первого этажа, прекрасно освещен верхним светом лекционный зал на втором этаже. Плоскости стен здания первого этажа разделены широкими швами на отдельные крупные камни. Стены остальных этажей облицованы природным белым инкерманским камнем. Ровная спокойная поверхность стены завершается тонко прорисованным легким карнизом. Здание (высота от земли до верха купола 35 м) покоится на цоколе из светло-серого гранита. На белом фоне фасада выделяются черные металлические переплеты и решетки под окнами второго этажа. Проемы декорированы наличниками в виде двухколонных портиков с треугольными фронтончиками.
На плоскостях стен главного и боковых фасадов на уровне третьего этажа широкой полосой выделяется фриз в виде барельефа из камня на тему развития научных знаний на протяжении истории человеческого общества. Прекрасно закомпонованные архитектором П. Ф. Алешиным, скульптуры барельефа были выполнены по моделям скульпторов, профессора А. И. Дитриха и В. В. Козлова.

Стеклянный купол, завершающий сооружение, просматривается со многих точек Киева, но размещение его не совсем удачно; оно не соответствует расположению и планировке внутренних помещений.
До 1917 г. тут находился Педагогический музей, потом размещались художественные выставки. Некоторое время здесь помещался Киевский облисполком. Затем по решению ЦК ВКП(б) в 1937 г. здание было передано для организации Киевского филиала Центрального музея В И. Ленина.

При реконструкции (проект П. Ф. Алешина) достроили крылья, увеличили количество больших залов. Созданная анфиладная система выставочных залов обеспечивает удобный осмотр экспозиции. В 17 залах и круглом фойе размещено 9 тыс. экспонатов.

Музей начал работать 29 августа 1938 г. В 1945 г. его отстроили и открыли к 75-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Особое место в жилищном строительстве Киева занимали особняки крупной буржуазии и аристократии. Многие архитекторы отказались от модного тогда модерна и создали прекрасные сооружения. Гражданский инженер П. И. Голландский построил дом в стиле модернизированной классики па углу нынешних улиц Розы Люксембург и Чекистов (особняк Уварова). В 1911—1913 гг. на углу нынешних улиц Карла Либкнехта и Чекистов по проекту архитектора П. Ф. Алешина построили особняк помещика Ковалевского, удачно применив мотивы романской архитектуры при отличном исполнении строительных работ. Сейчас в нем находится Министерство иностранных дел республики.
Таким образом, вторая половина XIX и начало XX вв. характерны не только эклектикой и стилем модерн, но и новыми веяниями в зодчестве. Передовые архитекторы пытались отразить в сооружениях Киева лучшие черты русской классической школы и украинской архитектуры XVII—XVIII вв. Эти разработки в новых типах зданий получили свое дальнейшее развитие в строительстве социалистического Киева.
Oktolom вне форума  

Ответить с цитированием Вверх


Старый 21.10.2012, 18:30   #2
Турист
 Аватар для Vasilik
IP:
Сообщений: 1
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Oktolom Посмотреть сообщение
Быстрыми темпами растет численность населения Киева. Если с 1811—1817 гг. было немногим более 23 тыс. жителей, то в 1840 г. уже 44 683, в 1861 г.— 65 тыс. Население Киева увеличивалось за счет притока людей из сел.
Ссылку на Базу данных по сельскому населению, проживавшему в Киевской губернии в 60-х годах XIX столетия, можно найти забив в гугл pradidycom ua
База постоянно пополняется. Вероятно, что Вы найдете свою фамилию и узнаете имена своих предков.
Vasilik вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.10.2012, 21:09   #3
Житель
 Аватар для discov.net
IP:
Сообщений: 155
"Спасибок": 83
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Не знаю как там с численностью населения .. но сейчас Киев не тот, что раньше ...
Иногда посмотришь фотки старого Киева, и даже ностальжи какое то, при том. что многое из того, что видишь на фото и не застал вообще. А сейчас одни высотки да офисно торговые центры ...
discov.net вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 21:31.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2017