Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
N-728-MI-2
Вернуться   Форум Киев | ForumKiev.com > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города (лучшие темы раздела)

Киев в предвоенные годы

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 13.07.2007, 14:53   #1
Приписанный
 Аватар для Oktolom
IP:
Сообщений: 591
"Спасибок": 81
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Киев в предвоенные годы

После Октябрьской революции 1917 года Киев вступил в новую фазу развития. Советское правительство приняло постановление о реквизиции квартир буржуазии, богатых чиновников и конфискации доходных домов для улучшения жилищных условий трудящихся. В 1921 — 1925 гг. в «новые» квартиры переселилось более 25 тыс. киевских рабочих.


После 1920 г. развернулись также работы по восстановлению и реконструкции города. В годы гражданской войны строительство не велось. Разруха отрицательно сказалась на состоянии жилого фонда: деревянные дома, составлявшие 65% всей городской застройки, износились, выходили из строя и требовали ремонта, замены (в 1923 г. из 23009 домов — 4958 каменных, 15219 деревянных и 3432 смешанных). В 1924 г. было сооружено 28 домов площадью 4,2 тыс. м2, в 1925 г. перестроили и обновили дома общей площадью 25 тыс. м2.

Советское правительство старалось уделять огромное внимание восстановлению, строительству и реконструкции промышленных предприятий. Мелкие ремесленные и кустарные предприятия оснащались более современным оборудованием, а на их базе создавались крупные фабрики и заводы.

Интенсивное промышленное строительство потребовало расширить границы города. В октябре 1923 г. в черту Киева было включено 20 населенных пунктов, фактически слитых с городом: это — Никольская и Воскресенская слободки, Беличи, Совки, Мышеловка, Нивки, Теличка, хутора Отрадный, Грушки и ряд других. В результате площадь города, составлявшая в 1917 г. 18 тыс. га, увеличилась до 40 тыс. га.

Интенсивно росло и население города: в 1920 г. в Киеве жили 366,4 тыс. человек, в 1923 г.— 413,4 тыс., а по переписи 1926 г. оно составляло 513,6 тыс. человек.

По архитектурному и градостроительному значению первым крупным промышленным сооружением 1926— 1929 гг. было здание кинофабрики, построенное на Победы просп. (Брест-Литовском просп.), по конкурсному проекту В. Н. Рыкова.

Большое значение строительству кинофабрики в Киеве придавал А.В.Луначарский.

Выполненное в несколько сухих архитектурных формах конструктивизма, здание отличается рациональной планировкой и целесообразным использованием производственных площадей. Центральный павильон — композиционное ядро всего комплекса кинофабрики — удобно связан с подсобными помещениями, лабораториями и мастерскими. Его объем — 82 тыс. м3, длина — 105, ширина — 36, высота — 15 м. Стены здания — металлический каркас, связанный металлическими фермами, с заполнением кирпичной кладкой.

Значительные работы по реконструкции кинофабрики (ныне киностудия им. А.Довженко) проводились в 1959—1975 гг. (авторы — главный инженер проекта С. Р. Измайлов, архитектор И. С. Сустерович, конструкторы Г. С. Микаэлян, Л. Н. Махотина, И. К. Василевская). Изменилась планировка территории кинофабрики. Реконструирован и переоборудован главный корпус, выходящий на сегодняшний просп. Победы. Большой рабочий павильон площадью 3360 м2 разделен на два павильона для синхронных съемок. Возведен новый корпус, состоящий из трех больших павильонов (размеры каждого в плане 30 х 36 м, высота 13 м).

Второе крупное промышленное сооружение того времени — Киевская районная электрическая станция (КРЭС) — построена на Рыбальском полуострове в 1926—1930 гг. (архитекторы М. П. Парусников, Г. П. Гольц). Благодаря удачно найденным пропорциям отдельных объемов асимметричной композиции здание хорошо просматривается с дальнего расстояния. В 1932—1935 гг. достроили вторую очередь электростанции. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) станция была разрушена. Однако уже в 1944 г. ее полностью восстановили.

В годы первой пятилетки были построены 4-я обувная фабрика, деревообрабатывающий комбинат, трикотажная швейная фабрика; расширились металлообрабатывающие и машиностроительные заводы.

Строительство жилых и общественных зданий осуществлялось за счет государственного, кооперативного и частного секторов.

В день 10-летия Октября — 7 ноября 1927 г.— на месте старого, основанного еще в 1907 г., торжественно заложили новый железнодорожный вокзал по проекту А. М. Вербицкого, занявшему первое место в конкурсе. Строительство первой очереди закончилось в 1932 г.; вторая, где предполагалось разместить вестибюль прибытия и другие служебные помещения, так не была осуществлена.

Расположенное на возвышенности и благодаря крупному объему здание вокзала хорошо видно со стороны бульв. Тараса Шевченко. Главный вход и вестибюль отправления размещены по оси симметрии. Высота вестибюля по фасаду 37 м. Он связан удобными входами с залом ожидания, рестораном и переходом на промежуточные платформы на втором этаже.

При возведении вокзала применили новые конструкции. Над багажными залами впервые соорудили безбалочное железобетонное покрытие. Каркас здания — монолитный железобетон с заполнением шлакобетонными блоками. Конструктивистская трактовка архитектурных форм и деталей не позволила автору создать полноценное произведение, которое заняло бы достойное место в ансамблевой застройке города, особенно привокзальной площади. Начиная с 1949 г., вокзал неоднократно реконструировался. Заново были оформлены интерьеры, заложены параболические арки в двух фасадах вестибюля.

Большие работы по благоустройству Вокзальной площади и устройству широких пешеходных подземных тоннелей, удобно связывающих ее с вокзалом и платформами, были проведены в 1954—1955 гг.

В 1967—1969 гг. над первой платформой был сделан навес длиной 400 и шириной 13 м; над путями сооружен зал-галерея шириной 24 м, вмещающий около 1 тыс. человек (архитекторы Л. М. Чуприн, инженеры Т. К. Сидоманидзе, Б. С. Юрченко).

В 1926—1930 гг. достраивались сооружения, начатые еще до первой мировой войны и разрушенные в период гражданской войны. В 1927 г. на углу улиц Ленина (Б.Хмельницкого) и Владимирской закончили недостроенную в 1914 г. женскую гимназию. Своим объемно-пространственным решением 3-этажное здание (архитектор П. Ф. Алешин) завершает угол двух главных улиц города. Это сооружение передано Академии наук УССР (сейчас Национальная академия наук Украины).

В 1929—1930 гг. завершилось строительство на ул. Владимирской, 62 Государственной публичной библиотеки УССР по проекту архитекторов В. А. Осьмака и П. Ф. Алешина. В 1940 г. по их же проекту на углу ул. Владимирской и бульв. Тараса Шевченко возведен корпус гуманитарных факультетов Киевского университета. При проектировании новой застройки ул. Владимирской архитекторы В. А. Осьмак и П. Ф. Алешин стремились к ее архитектурному единству с исторически сложившимся ансамблем. В связи с этим оба здания — и библиотеки, и гуманитарного корпуса — запроектированы в формах русской классической архитектуры. Здания гармонически увязаны со зданием университета.

В 1929 г. по конкурсному проекту началось и в 1930 г. закончилось сооружение крупного здания государственных учреждений на Крещатике, 5 (на сегодня здание снесено). Оно вобрало в себя конструктивистские формы и выглядело чужеродным телом в застройке улицы. При реконструкции Крещатика после войны оно оказалось за красной линией, поэтому в 1959 г. под первым этажом пришлось устроить проход.

Значительную роль в развитии Киева сыграло постановление XII съезда Коммунистической партии Украины и Центрального Исполнительного Комитета УССР от 21 января 1934 г. о перенесении столицы Советской Украины из Харькова в Киев — географический, промышленный и культурный центр республики.

В июне 1934 г. украинское правительство и все республиканские организации переехали в Киев. Началась широкая реконструкция города, строительство новых и расширение существующих промышленных предприятий, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений.

Одной из основных задач считалось создание главной площади. Из-за своеобразного исторического развития и сложности рельефа Киев не имел такой площади, несмотря на то, что на протяжении многих веков он был крупным административным и торговым центром. Наиболее удобным местом для ее организации признавалась пл. Калинина (Майдан Незалежности) и частично застроенная территория между бывшим Михайловским монастырем и склонами Днепра.

По генеральному плану на площади предусматривалось сооружение двух монументальных зданий — Центрального Комитета партии и Совета Народных Комиссаров Украины, образующих полукруглую часть площади, и памятника В. И. Ленину.

Первая часть ансамбля — монументальное 6-этажное здание Центрального Комитета Компартии Украины построили в 1936—1939 гг. по проекту ленинградского архитектора И. Г. Лангбарда. В архитектуре преобладают крупные формы. Боковые фасады имеют трехчетвертные колонны, портик — вогнутая колоннада из круглых колонн коринфского ордера, размещенных группами. Вертикальные пилястры оформляют три яруса фасада внутреннего

двора.

Сложную и массивную конструкцию представляют фундаменты. В связи с неблагоприятными гидрогеологическими условиями они сделаны в виде столбов, заглубленных на 30 м, и монолитной железобетонной плиты.

Громоздкое и разномасштабное здание не вписалось в живописные склоны Днепра и в окружающую застройку, ухудшился ее архитектурный силуэт со стороны Заднепровья. Здание было разрушено во время войны и восстановлено в 1945 г. в прежнем виде.

Проект застройки центральной площади столицы не был осуществлен. После войны за Крещатиком прочно укрепилось значение центра города.

Во второй пятилетке появилось несколько крупных административных зданий. По проекту академика архитектуры И. А. Фомина и архитектора П. В. Абросимова построено здание Совета Министров Украинской ССР (Кабинет Министров Украины) в 1936—1938 гг. по ул. Кирова (ул.Грушевского), 12. Для него характерна строгая монументальность, предельно простое и выразительное объемное решение и интересная трактовка темы классического ордера. По своим размерам (235 тыс. м3) это — одно из самых крупных сооружений Киева. Оно решено в виде трех объемов. Два параллельно расположенных 8- и 7-этажных корпуса объединены огромным 10-этажным зданием вогнутой формы. Главный фасад длиной 140 м обращен на ул. Грушевского и имеет три входа. По высоте он расчленен мощным цоколем, охватывающим три нижних этажа, и поясками, проходящими на уровне 7-го и 9-го этажей. Цоколь облицован тульчинским лабрадоритом «под шубу», пояски сделаны из полированного лабрадорита. Горизонтальная плоскость фасада выше цоколя расчленена пилястрами с оригинальными ионическими капителями. На пилястры наложены рустованные по вертикали трехчетвертные колонны коринфского ордера с чугунными капителями и базами. Такой гармоничный ритм трехчетвертных колонн и пилястр усиливает своеобразие и привлекательность ордера.

Последний, 10-й этаж равен фризу и заканчивается глухим аттиком. Боковые ризалиты, фланкирующие главный фасад, оснащены четырехколонными портиками со спаренными колоннами ионического ордера и венчаются чугунными капителями. Все здание обработано в серый цвет терразитовой штукатуркой.

Пилястры и полуколонны ионического ордера боковых фасадов объединяют их с главным. Длина фасада по ул. Садовой около 125 м, второго бокового, расположенного почти под прямым углом к главному, 60 м. Планировка здания — по коридорной системе с двусторонним расположением служебных помещений и кабинетов.

Во время капитального ремонта в послевоенные годы был устроен новый подъезд к зданию с ул. Грушевского и установлены ворота из тонкого чугунного литья.

Несмотря на хорошие архитектурные качества, здание, расположенное в возвышенной части города, воспринимается только со стороны Днепра, да и то виден один его верх. Такая неудачная постановка сооружения в плане города заметно снижает его архитектурное значение в застройке центра.

Более удачно размещено в плане города здание Президиума Верховного Совета УССР (Верховный Совет /Рада/ Украины) на ул. Грушевского , 5, построенное в 1936—1939 гг. в Первомайском (ныне Городском) парке. Автор — архитектор В. И. Заболотный (при участии архитекторов Н.Б.Чмутиной, А.Д.Кириндаса, Г.И.Граужиса, П.Ф.Красицкого, Е.М.Сарнавского и В.А.Левицкой). За эту работу В. И. Заболотный в 1940 г. был удостоен Государственной премии первой степени.

Здание спроектировано в строгой прямоугольной форме простым компактным 3-этажным объемом. Увенчанное внушительным стеклянным куполом, освещающим зал заседаний, оно хорошо сливается с окружающей пышной зеленью парков и свободно замыкает ул.Липскую. Главный вход, расположенный со стороны Мариинского парка, подчеркивает симметричность здания. Антаблемент и высокий глухой парапет поддерживаются портиком в 3 этажа из шести колонн модернизированного коринфского ордера, разрезанного двенадцатью крупными каннелюрами.

Вход в здание со стороны ул.Грушевского обрамлен портиками, но из трехчетвертных колонн.

Здание покоится на невысоком стилобате из тульчинского темно-серого полированного лабрадорита. Первый этаж — из того же камня светло-серого тона, обработанного под мелкую бучарду.

Центром композиции этого прямоугольного здания является сессионный зал восьмигранной формы (площадь в плане 650 м2). Он занимает 2 и 3-й этажи и рассчитан на 1000 мест. К залу примыкают большие фойе и кулуары. Из главного вестибюля к нему ведут парадные лестницы. Длина главного фасада более 48, бокового 77, а вместе с полукруглой частью 110 м.

Большой интерес представляет внутреннее оформление помещений. Их интерьеры отделаны с высоким художественным мастерством. Широко использованы лучшие классические образцы и элементы богатого наследия украинского народного искусства. В помещениях применены мрамор, ценные породы дерева, художественная лепка, бронзовые детали и пр. Ленинградские художники В. С. и Б. В. Щербаковы (отец и сын) расписали ярко и красочно плафон в вестибюле на тему «Цветущая Украина». В 1941 г. здание было сильно разрушено, но в 1948 г. его восстановили и со стороны Городского парка к существующему зданию пристроили новый 3-этажный корпус, имеющий в плане полукруг.

В предвоенные годы широкое развитие получило массовое жилищное строительство. Внимание уделялось не только внутренней планировке помещений, оформлению зданий, но и благоустройству участка и его внешнему виду. Изменились и принципы размещения жилых зданий в плане участка. Жилые здания строились с отступом от красных линий.

В период 1936—1941 гг. реконструировались и благоустраивались улицы, площади. На Крещатике, 24—26 воздвигли новое здание почтамта (архитекторы В. А. Осьмак, С. И. Германович).

В 1936—1939 гг. на углу улиц Б.Хмельницкого (Ленина) и Крещатика выросло 5-этажное здание универмага (архитекторы Л. Я. Мецоян, Д. Ф. Фридман). Стиль — модернизированный конструктивизм; сооружение совершенно не увязано с окружающей застройкой. Оформление гранитом однообразно, обработка под бучарду придает зданию монотонность. Гранит воспринимается как офактуренная штукатурка. В 1958—1960 гг. реконструировали и пристроили крыло со стороны Крещатика, и универмаг увеличился почти вдвое (архитекторы И. В. Гомоляка, В. В, Жога). В 1966 г. в универмаге установили эскалаторы, связывающие на пяти этажах все торговые залы.

Одновременно со строительством зданий на Крещатике полностью реконструировали и его проезжую часть: исчезли трамвайные линии, кубиковую гранитную мостовую покрыли асфальтобетоном. Вместо трамвайного движения ввели автобусное, а в 1935 г.— троллейбусное.

Трамвайные линии, железобетонный павильон и столбы сняты и на Европейской площади.

В годы первых советских пятилеток постоянное внимание уделялось промышленному строительству в Киеве. Реконструировались и расширялись заводы «Большевик», «Ленинская кузница», «Укркабель», вагоноремонтный завод им. Январского восстания, паровозное депо им. Андреева. Строились новые предприятия — станкостроительный завод им. Горького, мебельная фабрика им. Боженко и др. В 1940 г. в Киеве работало около 1200 предприятий. Промышленное строительство велось в эти годы в основном в Радянском, Жовтневом, Подольском и Дарницком районах.

Наиболее крупные предприятия сооружались в годы довоенных пятилеток в Дарнице. Это — вагоноремонтный и химико-фармацевтический заводы, фабрики искусственного шелка и эндокринных препаратов, хлебозавод, мясокомбинат и др. Дарница вместе с хуторами Березняки, Позняки, Быковня, Осокорки, Предмостной, Никольской и Воскресенской слободками была включена в городскую черту в 1923—1927 гг.

До революции на территории Дарницы проживало около 6 тыс. человек. Археологическими раскопками в 1950 г. установлено, что еще в конце IV и начале III вв. до н. э. здесь существовали поселения. Предполагают, что во времена Киевской Руси на ее территории находились терема и постоялые дворы, где останавливались иноземные послы, привозившие дары киевскому князю. Этим, очевидно, и объясняется название поселения — Дарница.

Впервые оно встречается в литературе в 1859 г.

В Дарнице в предвоенный период было начато комплексное жилищное строительство нескольких кварталов Соцгорода с благоустроенными многоэтажными жилыми домами и культурно-бытовыми учреждениями. Все это почти полностью было разрушено в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) при отступлении из Киева. После войны первые капитальные здания в Дарнице появились на базе восстановления домов Соцгорода и возведения новых кварталов с 2- и 3-этажной застройкой.

В годы пятилеток Киев постепенно превращается в крупный промышленный, административный и культурный центр Украины. В 1941 г. в нем было 20 вузов, 35 техникумов, 36 ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских учебных заведений, 180 массовых общеобразовательных школ и десятки разных курсов, 262 массовые библиотеки, 9 театров, 13 кинотеатров, 58 клубов, 15 музеев, 58 научно-исследовательских институтов.

Рост промышленности вызвал увеличение численности городского населения и изменения его социального состава. В дореволюционном Киеве проживало 500 тыс. человек. В 1939 г. в городе уже насчитывалось 846,3 тыс. человек.

Значительно изменилось и коммунальное хозяйство. Проводились значительные работы по инженерному оборудованию и благоустройству городской территории. В 1935 г. вошел в строй новый Днепровский водопровод с забором воды в районе Вышгорода. На окраинах города проложили более 30 км водопроводных и канализационных сетей.

Проводились большие работы и по благоустройству улиц и проездов. Только в 1934—1938 гг. на окраинах замостили 700 и заасфальтировали более 500 тыс. м2 мостовых и тротуаров. Заасфальтировали также центральные магистрали.

Большой размах получило благоустройство набережной Днепра. До революции это был наихудший участок дороги Киев — Чернигов. Киевские дореволюционные газеты каждую весну сообщали: «Еще одно сползание на Набережной. 200 саженей шоссе поплыли на юг...». Действительно, паводковые и ливневые воды разрушали оползневую зону склонов Днепра.

Новую набережную длиной 1,2 км построили в 1935— 1938 гг. (архитектор В. А. Осьмак). Правый берег Днепра на этом участке оделся в гранитный камень, оборудовали широкие лестницы и массивные парапеты с гранитными столбами и ограждающей чугунной решеткой.

В эти годы изменился характер и облик спортивных сооружений. В городе возникли совершенно новые типы парков, стадионы. Одним из первых в 1934—1936 гг. построили стадион «Динамо» (архитекторы В.А.Осьмак, В.И.Беспалый). На естественных склонах, окружающих чашу стадиона, соорудили трибуны на 20 тыс. зрителей. Они связаны широкими аллеями с главным входом на углу ул. Грушевского и Петровской аллеи. Он оформлен в виде вогнутой колоннады с двумя пилонами, где размещены кассы (архитекторы Н. Д. Манучарова, В. И. Полищук). После реконструкции в 1956—1966 гг. стадион «Динамо» превращен в большой спортивный комплекс (архитекторы М. И. Гречина, И. Я. Хоменко). Деревянные трибуны спортивной арены были заменены железобетонными, количество мест увеличено до 35 тыс. Под западными трибунами размещается 2-этажный спортивный павильон с зимним плавательным бассейном (ванна длинной 25 м), залом сухого плавания и 50-метровым стрелковым тиром.

В 1967 г. на стадионе построен первый на Украине открытый плавательный бассейн с подогревом воды. Он имеет две ванны размерами 50 х 21 и 35 х 21 м и трибуны на 2 тыс. зрителей.

Стадион «Динамо» из-за небольшой вместимости не мог быть использован для проведения больших спортивных соревнований. В связи с этим еще в 1937 г. на Черепановой горе (ул. Большая Васильковская, 51) по проекту архитектора М. И. Гречины и при участии архитекторов М. М. Иванюка и Н. И. Лугового началось строительство одного из крупнейших спортивных сооружений Советского Союза — Центрального республиканского стадиона (Национальный спортивный комплекс «Олимпийский») на 50 тыс. зрителей. Открытие его должно было состояться 22 июня 1941 г., но начавшаяся в этот день война отодвинула срок до 1946 г.

В послевоенные годы были проведены значительные работы по благоустройству территории стадиона: завершено строительство основного спортивного павильона, устроена капитальная ограда с металлическими решетками, перед главным входом построены два кассовых павильона. На стадионе установлены четыре 45-метровые металлические вышки для прожекторов, что позволяет проводить спортивные мероприятия вечером.

Архитектурно-планировочная схема всего комплекса стадиона, расположенного на площади 53 га, продиктована естественными условиями местности. Основная композиционная ось стадиона совпадает с малой осью спортивного ядра и направлена с востока на запад, что соответствует рельефу местности и требуемой ориентации по странам света. Трибуны (от 35 до 43 рядов) сооружены на земляном основании.

С восточной и южной сторон трибуны расположены на естественном склоне горы, северные и западные — на насыпном грунте. Их поперечный профиль, повторяющий плавную параболическую кривую, обеспечивает отчетливую видимость спортивного ядра.

В течение ряда послевоенных лет на территории стадиона оборудованы спортивные площадки, реконструированы сооружения, построенные до 1941 г. В 1966 г. в новом сооружении вступили в строй крытые зимние теннисные корты. Здесь же находятся две игровые площадки, тренировочный зал, раздевалки, душевые. Зал для соревнований вмещает свыше 1000 зрителей. В этом же году построены баскетбольная, две гандбольные площадки с трибунами на 1500 зрителей и тренировочное спортивное ядро.

Наибольший объем реконструкции Центрального стадиона выполнен в 1966—1967 гг. в дни подготовки к празднованию 50-летия Октября (архитекторы: М. И. Гречина, Г. И. Гранаткин, А. М. Анищенко, Н. Л. Губов, инженеры Л. Г. Дмитриев, А. И. Касилов, В. С. Кишельгоф, И. Я. Жилкин). Было переделано основное спортивное ядро стадиона с увеличением вместимости трибун до 100 тыс. зрителей. Умело рассчитанное поперечное сечение нового, второго яруса трибун обеспечивает полное обозрение футбольного поля с любого места.

Второй ярус трибун стадиона сооружен из 80 крупных железобетонных устоев высотой 5 м Т-образной формы весом 48 т каждый, установленных через 5 м. Они поддерживают огромную чашу трибун, состоящую из частей, стыкующихся в местах опирання на устои. После замоноличивания этой 30-рядной гребенки образовалось огромное кольцо, работающее на растяжение. Сборные элементы не имеют облицовки, штукатурки или окраски. Трибуны второго яруса обогатили всю композицию стадиона.

Пространство под трибунами использовано для создания крытого зимнего стадиона площадью 12 тыс. м2. Тут расположены манежи, душевые, раздевалки, комнаты отдыха.

К числу самых сложных в конструктивном отношении сооружений стадиона относился лыжный трамплин с искусственным покрытием для скольжения, позволяющим тренироваться круглый год (на сегодняшний день полностью разрушен от времени). Его возвели в 1965—1967 гг. (инженеры Л. Г. Дмитриев, В. Н. Шевченко, А. С. Городецкий). Наибольшая дальность прыжка с трамплина была 62,5 м. Он имел наклонный мост длиной 50 м, подвешенный на тросах-вантах и укрепленный на опоре-пилоне. Высота пилона была 40 м, общая высота трамплина от земли до стартовой площадки 44,5 м. Наклонный мост и пилон были выполнены из стальных решетчатых конструкций, общий вес которых достигал 32 т. Анкерная опора, фундамент под пилон и якорные фундаменты — из железобетона.

Ванты, на которых наклонный мост подвешивался к пилону, образовывал две наклонные веерные системы. Мост раскреплялся в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Схема вантов и оттяжек создавали возможность предварительного напряжения всей системы. При небольшом весе конструкции это обеспечивало необходимую жесткость сооружения. Применение этой оригинальной конструктивной схемы уменьшило стоимость строительства в пять раз по сравнению с существующими трамплинами.

14 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров подписал декрет о снятии всех памятников, не имеющих «исторической и художественной ценности», и о сооружении на их месте новых памятников и монументов, посвященных выдающимся революционерам и революционным событиям. В 1918 г. на пл. Богдана Хмельницкого (Софийская пл.) установили бюст В. И. Ленина (скульптор Ф. П. Балавенский), в 1919—1920 гг.— два временных бюста Т.Г.Шевченко возле филармонии и на нынешнем Майдане Незалежности (скульптор Б. М. Кратко).

18 сентября 1918 г. В.Ленин подписал декрет об охране памятников истории и культуры, находящихся во владении учреждений и частных лиц. Декретом предписывалось не только «произвести первую регистрацию всех документальных и вещевых памятников искусств и старины», но и запрещалось ремонтировать и перестраивать их без особого на это разрешения. На Украине в 1919 г. был создан Всеукраинский комитет охраны памятников искусств, осуществивший охрану, изучение и реставрацию памятников Украины.

1 мая 1919 г. в городе установили 9 гипсовых бюстов: Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Якова Свердлова и других революционеров. В этом же году на Софийской пл. сооружен 5-метровый деревянный четырехгранный обелиск Свободы с лозунгами и плакатами на гранях.

В 1921 г. на нынешнем Майдане Незалежности (пл. Октябрьской революции) перед зданием бывшей Городской думы поставили монумент Карлу Марксу (скульптор И. М. Чайков).

На Печерске в 1922 году установили памятник рабочим-арсенальцам против завода «Арсенал», в виде постамента из красного гранита. В 1923 г. на этот постамент установили горную пушку, из которой арсенальцы сделали первый выстрел по войскам Центральной рады. На постамент была нанесена надпись: «В 5-ю годовщину Октябрьской революции пленум Киевского горсовета отмечает особые заслуги перед пролетарской революцией киевского «Арсенала», первого завода, выступившего в Киеве с оружием в руках в октябре 1917 г. за власть Советов. Горсовет рабочих и красноармейских депутатов». В годы Великой Отечественной войны солдатами гитлеровской армии пушка была сброшена с постамента, а надпись на памятнике уничтожена. После войны памятник реставрирован.

Особое место среди художественных монументов довоенного Киева занимает памятник украинскому поэту Т.Г.Шевченко. Его открыли в ознаменование 125-летия со дня рождения великого Кобзаря 6 марта 1939 г. напротив Киевского государственного университета, в центре одного из лучших парков столицы, которому присвоили имя Шевченко. Монумент установили на том самом месте, где некогда стоял памятник царю Николаю I.

Расположение памятника на пересечении магистральных аллей, позволяет видеть его с дальнего расстояния на живописном фоне крон высоких деревьев. Под пьедесталом — озелененный холм с парадными ступенями, так как площадка, на которой установлен монумент, расположена ниже уровня Владимирской улицы, на которую ориентирована фигура поэта. Основание памятника 2,65 х 2,42 м, прямоугольное с широкими уступами.

Бронзовая статуя Шевченко высотой 6 м 45 см установлена на красном полированном гранитном пьедестале высотой 7,3 м (архитектор Е. А. Левинсон).

Деятельность архитекторов и строителей начала советской эпохи, осуществлявших план реконструкции Киева, была прервана нападением 22 июня 1941 г. на СССР немецко-фашистских войск.
Oktolom вне форума  

Ответить с цитированием Вверх


Старый 22.01.2009, 18:47   #2
Турист
 Аватар для Verushka1
IP:
Сообщений: 1
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: Киев в предвоенные годы

Здравствуйте, уважаемый автор! Пишу вам, из-за определённой проблемы.
В вашей статье упоминается архитектор Кишельгоф В.С., который, как я прочла, участвовал в проектировании стадиона в предвоенные годы в Киеве. Дело в том, что меня зовут Вера Кишельгоф и я ищу своих дальних родственников по России и в мире. В надежде, что фамилия Кишельгоф редкая, мне хочется установить, приходится ли мне Кишельгоф В.С. родственником или он мой однофамилец. Моему отцу известно, что кто-то из наших переехал жить в Киев примерно в 20-е годы. Вообще, мать моего отца, В.Б. Кишельгоф ничего не рассказывала о родственниках, потому что многие уехали за пределы России: во Фрацию и Италию. Были мрачные годы, когда за такое могли посадить, уничтожить.
У меня большая к вам просьба! Пожалуйста, напишите мне, как узнать об этом Кишельгоф В.С., в какой архив Киева обратиться.
С уважением Вера Кишельгоф. verasik@smtp.ru
Verushka1 вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Киев в годы Великой Отечественной войны Oktolom История города 27 26.03.2013 11:13


Часовой пояс GMT +3, время: 18:42.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2017