Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
N-728-MI-2
Вернуться   Форум Киев | ForumKiev.com > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города > Легеды, мифы, рассказы о Киеве (лучшие темы раздела)

Киевские ведьмы

Ответ
 
Опции темы Оценить тему Опции просмотра
Старый 10.06.2010, 09:25   #1
Новичок
 Аватар для Вадим Ляшенко
IP:
Сообщений: 11
"Спасибок": 2
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Киевские ведьмы

В былине «Добрыня и Маринка» (киевского цикл) богатырь вступает в бой со злой чародейкой и «распутницей» Маринкой, что колдовала в Киеве на Игнатьевской ул., привораживая, а затем губя мужчин. Она сжигала следы Добрыни, пытаясь его соблазнить и превращалась в различных животных. Однако богатырю удалось срубить ведьме голову и избавить Киев от нечисти.
Еще в начале 80-х гг. прошлого века в Киеве можно было встретить ведьм-паломниц, пришедших пешком из Ленинграда и Караганды на поклон к Замковой г. Во времена польского-литовского владычества здесь стоял деревянный замок. По преданию, католические инквизиторы сожгли на его площади около 1500 ведьм всех возрастов (В. Штылвелд. Мрак над киевским лысогорьем… – Портал журналистики «ХайВей», http://h.ua.). Судя по летописям, лобное место для казней находилось за южными воротами киевского замка, на уступе горы – напротив г. Уздыхальницы.
Вплоть до XX в. в некоторых селах на Украине, чтобы выявить ведуний, женщин связанными опускали в воду. Тех, кто погружались и начинали тонуть, считали невиновными. В 1838 г. киевский суд рассматривал дело по такому насильственному «купанию» женщин. Суд постановил оставить виновных без наказания по причине, как было сказано в решении, «их простоты». Правда, позднее высшая инстанция постановила все-таки наказать виновных десятью ударами плети, «чтобы удержать других от подобного бесчинства» (А. Горбовский. Тайная власть. Незримая сила. – М., 1991).
Особой известностью на Руси пользовалась Лысая гора в Киеве. Во многих селах и городах России считали, что местные ведьмы получают свое знание от ведьм киевских, «что на Лысой горе», а затем «передают друг дружке» (М. Власова. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб., 2000).
Свою особую демоническую славу гора получила в начале XX в. Тогда здесь основали лобное место, где казнили преступников. Неподалеку, в так называемом Ведьманском Яру, стали собираться поклонники Сатаны на свои черные мессы.
Топографический анализ ведьминых мест Киева показывает наличие магического треугольника: Змиевы пещеры (Смородинский спуск), Лысая гора (пр. Науки в Московском р-не) и Куликово (Воскресенка) (Д. Вовк, А. Стеклов. Некоторые киевские тайны. Левобережье – К., 2002). Существовали в Киеве и так называемые Ведьмины кучугуры (урочище Горбачиха, слева от линии метро Гидропарк – Левобережная).
Неподалеку от Лысой горы – в частном секторе ул. Малокитаевской, до недавнего времени существовала древняя хата. Окна и двери жилища были заколочены, а двор запущен. По преданию, здесь жила могучая ведьма, уничтожившая множество людей. Однажды ночью жители окрестных домов толпой ворвались в этот дом и убили колдунью. С тех пор местные жители избегают это место.
Существует байка, как в один из киевских домов неподалеку от Андреевского спуска переехала жить сельская ведьма. Тут же соседям стали видится необычные сны, а в подвале появились двигающиеся тени. Так продолжалось некоторое время, пока бабка-соседка не умерла. Через несколько дней после ее смерти в стене обнаружили дыру с пучком волос, связанным странным образом. Когда волосы сожгли племянница умершей занемогла и несколько дней болела (Раокриом). Подобными уловками ведьмы обычно наводят порчу на окружающих. Часто делают заговоры на молоко или на сельско-хозяйственные продукты.
И сейчас в недобрый день можно встретить в Киеве ведьму. Лет пятнадцать назад, ранним летним утром я исповедовался в Покровской ц., что неподалеку от Вокзала. Впереди меня стояли две странные женщины: одна – лет сорока с явными признаками слабоумия и другая – старуха, очень бодрая и важная. Тогда я еще не знал, что ведьмы для облегчения своей участи иногда приходят на исповедь. Интуитивно я почувствовал сильную неприязнь к этим женщинам. Та, которая помоложе, со следами деградации на лице («ученица»), почувствовала мой взгляд и пожаловалась своей, как я понял, «учительнице» – старухе. Старушка бросила на меня короткий, но неприятный взгляд. Затем последовала необычная сцена исповедания – священник накрыл покрывалом голову «ученицы» и склонился, чтобы услышать исповедь. Вдруг старуха пробралась под покрывало, обняла свою подругу и вплотную – щека к щеке, приткнулась к ней. Было хорошо заметно, что она контролирует каждое слово своей слабоумной ученицы. Видимо, существовали такие грехи, о которых не признаются даже во время исповеди. Священнику так и не удалось отогнать назойливую ведьму.
Следует добавить о последствиях «дурного взгляда» старшей ведьмы. Дома у меня совершенно без причины поднялась высокая температура, которая продержалась несколько дней. Общая слабость говорила о большой потере энергии.
Киевские старожилы хорошо помнят байки о похождениях двух ведьм-подружек. Старшую ведьму звали Ирицей (буквально – ворожея, знахарка; с южного малороссийского – сказочное, волшебное царство); другую, что помоложе – Босоркой (у западных славян – домашний зловредный дух; у венгров – ведьма, двоедушница). Любили ведьмы озорничать в различных кабаках, часто переодеваясь то в расфуфыренных барынь, то в бродячих гадалок, то в разухабистых проституток. С собой они таскали мешок, в котором сидел серый кот. Явившись в шинок, ведьмы заказывали штоф отборной горилки и начинали куролесить. Вытаскивали кота из мешка и усаживали его прямо на стол. Если кто-нибудь из присутствующих делал замечание ведьмам, то тут же обнаруживал у себя за пазухой и в карманах копошащихся мышей. Если ведьмы бывали не в духе, то заставляли посетителей танцевать до упаду, а то и дубасить друг друга. В городской управе скопилось множество доносов о проделках Ирицы и Босорки. Однажды к ним домой заявился околоточный надзиратель с двумя городовыми. После посещения стражей порядка ведьмы навсегда покинули Киев, оставив своего питомца. Говорят, что после этого в каждом киевском доме появилось по серому коту (В. Бурлак. Тайны старого Киева. – М., 2007).
Женщины, совершившие тяжкий грех, обычно не могут спокойно войти в храм. Им становится плохо, некая тяжесть наваливается на их тело. Молодые ведьмы, не обученные хорошей защите, также избегают посещать христианские храмы. В народных преданиях, некоторые ведьмы не могут проникнуть даже в сам священный Киев. Однажды три женщины отправились в Киев на богослужение. У самой границы города они сели передохнуть. Две из них потом поднялись, а третья так и осталась сидеть: «Не могу идти, сама не знаю почему», – сказала она. Ее спутницы пришли в Киев и сообщили игумену, что они оставили в поле женщину, которая без видимой причины не может подняться с земли. Игумен послал к этой женщине священника с иконою и крестом. Священник обнаружил, что женщина наполовину вошла в землю. «В чем твой грех?» – спросил он. «В том лишь грех, что я заговорила дождь на три месяца», – ответила женщина. – «Будь же ты проклята» – мовил священник. И ведьма с грохотом провалилась сквозь землю (Г. Булашев. Міфи України. – К., 2006).
Петр Могила, изобличая происки униатского епископа Афанасия, приводит такой случай. Однажды епископ решил зайти и захватить один из православных храмов. Однако неведомая сила не пустила его внутрь и отбросила к дверям церкви (Сказания Петра Могилы о чудесных и замечательных явлениях… (в издании: Архив ЮЗР). – К., 1887).

Полностью моя статья по адресу http://knol.google.com/k/-/-/255504nkwsbli/35
Вадим Ляшенко вне форума  

Ответить с цитированием Вверх


Старый 02.09.2010, 17:07   #2
Новичок
 Аватар для КириллКирилл
IP:
Сообщений: 14
"Спасибок": 1
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: Киевские ведьмы

ведьмы))) )
КириллКирилл вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 11.01.2011, 19:11   #3
Турист
 Аватар для Archi_Balt
IP:
Сообщений: 1
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: Киевские ведьмы

Интересно! Спасибо!
Archi_Balt вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.05.2011, 22:48   #4
Житель
 Аватар для Бунтовский
IP: DN
Сообщений: 443
"Спасибок": 347
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: Киевские ведьмы

А в Киеве действительно была инквизиция? или это легенды?
Бунтовский вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 13.01.2013, 10:50   #5
Новичок
 Аватар для kievgrad
IP:
Сообщений: 14
"Спасибок": 6
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

На Руси вообще не было как таковой инквизиции и охоты на ведьм. Ведьмы и колдуньи пользовались уважением, хотя их и побаивались. Слово "ведьма" пришло со славянского языка - "ведающая мать", т.е. старая, опытная женщина, у которой спрашивали совета. Часто они занимались лечением, знали травы, приметы.
___________
"Кіевъ Градъ" - сайт для всех любителей Киева! (kievgrad.org)
kievgrad вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.08.2013, 22:29   #6
Новичок
 Аватар для Петр Семилетов
IP:
Сообщений: 6
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от kievgrad Посмотреть сообщение
На Руси вообще не было как таковой инквизиции и охоты на ведьм. Ведьмы и колдуньи пользовались уважением.
Да, и поэтому ведьм топили при каждом неурожае и т.д.
Петр Семилетов вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 04.09.2013, 12:51   #7
Новичок
 Аватар для forget
IP:
Сообщений: 8
"Спасибок": 3
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Как-то недавно был в Киеве, так мне экскурсовод(решили погулять с подругой) кучу выдуманных историй рассказал. Кстати, Ваши поинтересней будут))
forget вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 04.02.2014, 11:43   #8
Новичок
 Аватар для kyivgrad
IP:
Сообщений: 6
"Спасибок": 2
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Еще немного о ведьмах...

Ночь с 30 апреля на 1 мая называют Вальпургиевой ночью - в честь мало известной германской святой Вальпургии, умершей в 777 году. Чем была знаменита Вальпургия - об этом история умалчивает. Зато не молчит о другом: почему именно в эту ночь нечистая сила собирается на традиционные шабаши - большие сборы Сатаны, которые, как известно, проводятся только дважды в год - в Вальпургиеву ночь и в День всех святых (Хэллоуин).

И хотя подобные верования более характерны для народов северной и центральной Европы, у многих украинских этнографов можно найти упоминания о том, как наши ведьмы также вылетали в трубу (не газовую, а печную), как варили свое «топливо» для полетов, как морально «разлагались» на шабашах и т.д. Чем старше показания и ближе человек «к истокам» - тем более такому автору веры. В смысле: вера в то, что подобные представления были. Но на наш скромный (неученый) взгляд, здесь все-таки сказывается именно западная традиция запускать колдуний в ночное звездное небо.

Ведь для чего, собственно, западноевропейские ведьмы летали на шабаш? Чтобы воровать по пути звезды? Нет. Чтобы обмениваться опытом на коллоквиумах? Нет. Главной целью шабаша было лишний раз присягнуть на верность сатане и тем окончательно потерять свою грешную душу. А присяга эта заключалась в соитии с самим Люцифером и его приспешниками, в общем «свальный грех». Словом, средневековые инквизиторы, страдая от собственной ограниченной сексуальности, придумали эту схему для того, чтобы обвинить ведьму прежде в измене Богу. А следовательно - осудить на смерть.

Украинская же община не углублялась в такие теологические дебри. Все, что инкриминировалось ведьмам, лежало в практической плоскости. Украденный дождь, пропавшее у коровы молоко, больной теленок, соблазненный черными бровями человек - все это могло быть работой ведьм. Если те соглашались возместить причиненный ущерб - никто не тянул их за волосы на костер. Тем более что родимые ведьмы (в отличие от более коварных обученных) вроде и не были такими вредными. Даже наоборот - иногда и от них была определенная польза.

Но пусть. Предположим, что и они собирались себе «по интересам». Какой украинец (украинка) не любит рассекать свежий воздух, управляя метлой в направлении Лысой горы? Со скоростью «сто чертей в затылок» и намерением как следует «оттянуться» в обществе рогатых и хвостатых собратьев? Так, курс взят вверх. Стартуем!

Но, во-первых, внесем терминологическую ясность: лысая гора - это не топоним вроде «Южная Борщаговка» и т.д. Лысая гора - это (несложно догадаться!) холм с голой макушкой, с ведьменским кругом из ядовитых грибов, лишенный растительности, пустой и неуютный. Именно в таком месте заводят свои дьявольские танцы колдуньи, когда прибывают на шабаш.

Во-вторых, разочаруем поклонников математической точности: фактически каждую киевскую гору называют «лысой». Даже ту, где лысиной и не пахнет. Отдельно стоит разве что Голосеево со своей собственной Лысой горой. Оно и не удивительно – из отрывков переводов и легенд не свяжешь целостной картины. Но так даже интереснее.

Так, пролетая над Киевом, обратим внимание на Замковую гору. Она же - Флоровская гора и Киселевка одновременно. Считается местом «нехорошим», но почему - не понятно. Дополняет соседнюю Старокиевскую гору, как черное дополняет белое. На Старокиевской горе, пишут эзотерики, есть "четыре точки выхода положительной энергии». На Замковой с энергией - все с точностью до наоборот.

Когда-то на этой горе стоял польский замок, который и дал ей одно из названий. Богдан Хмельницкий «зачистил» польскую резиденцию в 1648 году - тогда замок был разрушен. Два века спустя, в 1854 году, на горе основали кладбище Флоровского женского монастыря. А одна из басен недавнего (послевоенного) времени рассказывает о том, что когда на Замковой горе пытались установить «глушилку» для «вражеских голосов», там нашли массу осиновых кольев. Что и говорить - впечатляет. Но почему-то не убедительно.

Не покидая старый город, обратим внимание на Боричев ток, которым сейчас ездит фуникулер. Его верхняя точка (теперь там - Министерство иностранных дел) в далеком прошлом называлась Перуновом холмом, ибо князь Владимир разместил на нем языческое капище. Позже на Перуновом холме построили Трехсвятительская церковь, а рядом с ней был сад, принадлежавший Михайловскому монастырю.

Сад, как Замковая гора, пользовался дурной репутацией. Нетипично для ведьм в целом, но этот сад также якобы их весьма привлекал. Даже несмотря святость места - ведь рядом стоял монастырь и Михайловский Златоверхий собор. Во всяком случае, так трактует ситуацию историк Максим Берлинский, называя сад «пугалищем» для киевлян.

Считается, что плохое притягивает плохое, и советская власть, мол, зря выбрала именно это место, чтобы поставить здесь своего ужасного гигантского идола. Сам черт как будто толкал под руку тогдашних руководителей СССР, чтобы так испортить киевские холмы. Трактование это - несколько в духе Леонида Кононовича, который описывал в своем романе «Тема для медитации», как дьявол в аду играет Сталиным и Лениным. Что ж, на здоровье.

Гора Юрковица (на Подоле) тоже входит в перечень «лысых». Кому приходилось проезжать по улице Фрунзе - хорошо знает эту гору. Место мрачное, что и говорить. Ранее, наверное, оно оказывало еще более сильное впечатление. На Юрковице стояла разрушенная в 30-е годы Иорданская церковь, а за ней было кладбище.

Там, рассказывают очевидцы, собиралась множество ведьм и колдунов. О чем даже киевский губернатор Иван Фундуклей вспоминал (надеялся побороть нечистый дух административными методами?). Сейчас у подножия Юрковицы - как прозаично это звучит - пивной завод.

Следующая лысая гора будто находилась между урочищем Черторой и Троещиной (которая до статуса спального района Киева было селом). При застройке этого места гору срыли. Экскаваторы и бульдозеры с магией, к сожалению, не дружат.

И, наконец, «самая лысая» из всех лысых гор - та, которая в киевском Голосеево. Ее киевляне назовут первой, если провести специальный бесовской опрос. В пользу ее первенства говорит то, что гора стоит за городом. А ведьмы, как известно, не терпели урбанизации и собирались на «девичники» за городской стеной. Но и это не главное. Рискую быть банальной, но этот кусок Голосеево на столичных просторах пользовался дурной славой. Почему так много «плохих» мест - тоже загадка. Возможно, для мировоззренческого баланса с десятками церквей, которыми славился Киев?

Во времена Петра I в Голосеево построили военный форт, для чего верхушку горы срубили - поэтому она стала не только «лысой», но и конусообразной. Позже форт стал тюрьмой, где, в частности, в 1911 году казнили убийцу Столыпина - Багрова. Сами военные (а позднее - тюремщики) боялись горы. Один из начальников форта издал инструкцию, которой призвал своих подчиненных не бояться странных звуков - «это всего лишь порывы ветра и крики ночных птиц». В советские времена от Голосеевской тюрьмы не осталось ничего. Только звуки и крики.

И в завершение. Жаль, что Киев вовсе не эксплуатирует собственную славу ведьмовского города. Конечно, на выманивание туристов из родных палестин у нас вообще не работают многие факторы - ни гостиничный, ни экскурсионный бизнес. Поэтому удивляться нечему. Но за ведьм особенно грустно. Совсем по-другому все в американском городе Салем, в котором еще в XVII веке массово мучили колдуний.

Теперь этот населенный пункт успешно зарабатывает на давних ужасах - сувенирами и музеями. Правда, у них все было на полном серьезе, и кровь несчастных женщин проливалась по-настоящему. А в Киеве ведьмы летали, скажем так, условно. Поэтому, наверное, сказка не подлежит коммерциализации ...
___________
Лучшие книги от известных киевоведов в интернет-магазине "Книжная лавка" (kievgrad.org/shop)
kyivgrad вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.06.2014, 19:57   #9
Новичок
 Аватар для Белka
IP:
Сообщений: 6
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Неужели кто-то верит сейчас в этих ведьм?
Белka вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 21.04.2015, 14:50   #10
Турист
 Аватар для Nastya 16
IP:
Сообщений: 2
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

интересно
Nastya 16 вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 05.08.2015, 17:48   #11
Житель
 Аватар для NastyaBam
IP:
Сообщений: 107
"Спасибок": 16
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

ну бывает,кто хочет верит,кто не хочет-не верит.
так,ради интереса можно
NastyaBam вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 28.01.2016, 16:59   #12
Приписанный
 Аватар для Сергей Михайлов
IP:
Сообщений: 65
"Спасибок": 17
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Белka Посмотреть сообщение
Неужели кто-то верит сейчас в этих ведьм?
А я вот верю. Не знаю, почему, но я прям чувствую, что что-то подобное было и есть до сих пор...
Сергей Михайлов вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра Оценка этой теме
Оценка этой теме:

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Киевские пляжи Alex LM Киев - город родной 115 01.06.2017 17:38
Киевские ярмарки Ксюша Симонец Киев - город родной 3 15.11.2015 21:57
Киевские заправки Amani Киев - город родной 3 04.05.2010 15:09
Киевские эпизоды Тюльпанов Творчество 20 25.06.2008 00:20


Часовой пояс GMT +3, время: 17:47.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2017