Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Политический форум > Исторический форум

Ленд - лиз для СССР, выгоден ли он был.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 06.07.2010, 19:31   #1
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Ленд - лиз для СССР, выгоден ли он был.

Цитата:
Сообщение от Товарищъ Посмотреть сообщение
Ну да приняли бы сторону покупателя по богаче, того, доход от которого им найбольший
Это геополитика...тут надо думать самому..и краткий курс...он не поможет....

Так что...говорим по ленд-лизу..?
Gidra2009 вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 21:24   #2
Почетный легион
 Аватар для Товарищъ
IP:
Сообщений: 15,543
"Спасибок": 17,504
Очки репутации: 40,040
Мнения: 5960
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от Gidra2009 Посмотреть сообщение
Это геополитика...тут надо думать самому..и краткий курс...он не поможет....

Так что...говорим по ленд-лизу..?
ну так а что говорить я уже все сказал: тушонка, сгущенка была остальное не знаю (от деда слышал)
вот правда инфо с википедии:
Маршруты и объем поставок
Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года.
Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже [7]
Маршруты поставки_______тоннаж, тыс. т ______% от общего
Тихоокеанский ___________8 244 ______________47,1
Трансиранский ___________4 160 ______________23,8
Арктические конвои _______3 964 ______________22,6
Всего _________________17 501 ___________100,0
Три маршрута — тихоокеанский, трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5 % общих поставок. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

М3 «Ли»

Следует отметить, что в годы войны существовало ещё два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому — через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов [8].
[править] Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении нашей промышленности и армии.

Летательных аппаратов22 150
Танков12 700
Легковых джипов и вездеходов51 503
Грузовых машин375 883
Мотоциклов35 170
Тракторов8 071
Винтовок8 218
Автоматического оружия131 633
Пистолетов12 997
Взрывчатые вещества345 735 тонн
Динамита70 400 000 фунтов (31 933 тонн)
Пороха127 000 тонн
Тротила271 500 000 фунтов (123 150 тонн)
Толуола237 400 000 фунтов (107 683 тонн)
Детонаторов903 000Оборудования зданий$10 910 000
Товарных вагонов11 155
Локомотивов1 981
Грузовых судов90
Противолодочных кораблей105
Торпед197
Радиолокаторов445
Двигателей для кораблей7 784
Запасов продовольствия4 478 000 тонн
Машин и оборудования$1 078 965 000
Цветных металлов802 000 тонн
Нефтепродуктов2 670 000 тонн
Химикалий842 000 тонн
Хлопка106 893 000 тонн
Кожи49 860 тонн
Шин3 786 000
Армейских ботинок15 417 000 пар
Одеял1 541 590
Спирта331 066 л
Пуговицы257 723 498 шт.[9]
[править] Значение поставок

Уже в ноябре 1941 года в своём письме к президенту США Рузвельту И. В. Сталин писал:

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом — кровавым гитлеризмом.
Оригинальный текст (англ.) [показать]



Your decision, Mr. President, to grant the Soviet Union an interest-free loan to the value of $1,000,000,000 to meet deliveries of munitions and raw materials to the Soviet Union is accepted by the Soviet Government with heartfelt gratitude as vital aid to the Soviet Union in its tremendous and onerous struggle against our common enemy - bloody Hitlerism[10].



Первую официальную историческую оценку роли ленд лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году:
…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %.
Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если счёт шёл на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие — с алюминием[11].
Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году, и, соответственно, комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд-лиза.
Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:
Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии.
Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:
— … когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.
«Если бы этой помощи (ленд-лиза — Прим.) не было, наши жертвы были бы еще большими. Безусловно, она укоротила дорогу к Победе. Но, наверное, следует добавить: Россия всё равно бы выиграла Отечественную войну, поскольку она опиралась на более мощные объективные факторы, чем гитлеровская Германия» (Р. Белоусов, кн. IV, с. 288) [1].
Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК и создания армии.
По Стеттиниусу, сенатор Джордж, председатель Финансового комитета, так объяснил, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза:
—Нация сейчас тратит около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убежден, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережем 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно… >
Основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей для нашей «боевой девушки», в СССР было выпущено всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ сохранилось только четыре реактивных миномёта «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков ЗиС-6. Один находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй — в Запорожье. Третий миномёт на базе «полуторки» стоит, как памятник, в Кировограде. Четвёртый стоит в Нижегородском кремле.
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины)[12]. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изьятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и Джиемси (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина[12], использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

Паровоз Еа


По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов[13] (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тысяч автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать довоенное количество техники). США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — 2 млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. [14] В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941—1945». Однако в самой статье написано[12], что США и Британия поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941—1945 гг. было произведено 5539 тыс. тонн авиабензина, то есть западные поставки составили лишь 18 % от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таков был в советском авиапарке процент самолетов поставленных СССР в рамках ленд-лиза, то очевидно, что бензин импортировали именно для импортных же самолетов. Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже[14][15]:
Материалы ______Производство СССР _______Ленд-лиз _____Ленд-лиз/Производство СССР, в %
Взрывчатка, тыс. тонн ____558 _____________295,6 _________53 %
Медь, тыс. тонн ______534 _________________404 __________76 %
Алюминий, тыс. тонн __283 _________________301 __________106 %
Олово, тыс. тонн _____13 __________________29 ___________223 %
Кобальт, тонн ________340 ________________470 ___________138 %
Авиабензин, тыс. тонн __4700 (по данным В. Б. Соколова—5,5 млн тонн[12])_1087 ____23 %Автомобильные шины, тыс. штук__3988 ______3659 __________92 %
Шерсть, тыс. тонн ______96 _______________98 ____________102 %
Сахар, тыс. тонн _______995 ______________658 ____________66 %
Мясные консервы, млн. банок _432,5 ________2077 ___________480 %
Жиры животные, тыс. тонн ___565 __________602 _____________107 %
[править] Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. [16] За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.
[править] Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой — $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря 2006[17]. Основной долг компенсировался за счет нахождения американских баз на территории Великобритании.[источник не указан 76 дней]
[править] Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу [18]. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.


[править] Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (известный как Соглашение Блюма-Бирнса)[19], урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.
Оффтоп:
___________
В РФ опять захотели гарантий невступления Украины в НАТО. На что Украина ответила:Мы их подпишем на обратной стороне Будапешского меморандума.
Товарищъ вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 5 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 21:28   #3
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от Товарищъ Посмотреть сообщение
ну так а что говорить я уже все сказал: тушонка, сгущенка была остальное не знаю
Привет....маловато глядел ты информации по сему поводу....
Вот хотя бы к примеру- покойный конвой PQ-17....при жизни был в составе 38 транспортов....и пёр не менее 220 тысяч тонн грузов...
И ты думаешь..что это все была тушёнка..?
Gidra2009 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 21:49   #4
Почетный легион
 Аватар для zloybarbos
IP:
Сообщений: 4,152
"Спасибок": 14,616
Очки репутации: 0
Мнения: 2861
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от Gidra2009 Посмотреть сообщение
..... PQ-17....... не менее 220 тысяч тонн грузов...
И ты думаешь..что это все была тушёнка..?
И куда же это все ушло?... И по чьей вине???... И ЗА ЧЕЙ СЧЕТ????!!!!
zloybarbos вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 22:04   #5
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от zloybarbos Посмотреть сообщение
И куда же это все ушло?... И по чьей вине???... И ЗА ЧЕЙ СЧЕТ????!!!!
Что касаемо этого несчастного конвоя....то ушло оно под воду.....до цели добралось то ли 12 ..то ли 11 транспортов.....
По чьей вине...? Вопрос интересный.....Официальную версию излагать не буду...потому как и сами ее знаете.....
Отмечу только....что после завершения эпопеи ....англичане приостановили отправку конвоев..ссылаясь именно на трагическую судьбу PQ-17....
Кстати...эскорт был отозван не весь....несколько корветов остались....и именно благодаря им часть транспортов таки доползла до места назначения.....

За чей счет...? На тот момент- за счет отправителя, естественно....
И это просто поражает...Это ж в каких количествах надо было оружие клепать.....

А вот действительно...за чей счет списывались потопленные транспорты...? Если доставку обеспечивали союзнички...?

Хотя....на момент открытия смертоубийства...конвой находился в пр . Маточкин шар....Это террводы СССР..?
Gidra2009 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 22:15   #6
Почетный легион
 Аватар для zloybarbos
IP:
Сообщений: 4,152
"Спасибок": 14,616
Очки репутации: 0
Мнения: 2861
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Даже боюсь вам открыть тайну!....
Конвой PQ-17 был полностью оплачен СССР!.... И транспорты, и груз - все!....
А англичане.... Вообще-то, они сами были в списке "получателей".... Чего бы им отказываться?....
PQ-17, на сегодняшний день - был самой дорогостоящей "наживкой" в истории человечества!.... Вы же не станете использовать эту трагедию!....
zloybarbos вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 4 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 22:43   #7
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Что оплачен...это понятно.....Бизнес- он и есть бизнес.....
И что же...оплачен авансом...? Или после " доставки "..?
Потому как не интересовался никогда финансовой стороной этого вопроса....
Вряд ли она была основополагающей в этом деле....Ленд-лизовцы далеко глядели...очень далеко....
А вот что поражает- это то..где набралось столько экипажей для всех этих конвоев....?
Их регулярно пускали ко дну....и на место " невозвращенцев " становились все новые и новые....Получается так..Но где они проходили хотя бы элементарную морскую практику...?
Или...их подготовили заранее..?
Gidra2009 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 06.07.2010, 23:02   #8
Почетный легион
 Аватар для zloybarbos
IP:
Сообщений: 4,152
"Спасибок": 14,616
Очки репутации: 0
Мнения: 2861
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Оплата производилась по "предоплате".... Экипажи набирались прямо в порту отгрузки... Из безработных.... Конечно, "ядро" экипажей составляли обученные матросы....
Но... Каждый шаг каждого "матроса" - был уже оплачен СССР!.... Именно это позволило "списать" PQ-17 на "приманку" для супер-линкора..... Халява - она везде - халява!....

ЗЫ: Кстати, лично я до сих пор не могу понять: почему в зоне обеспечения уже нашего флота - этот караван не прикрывали наши корабли/подлодки?....
zloybarbos вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 07.07.2010, 06:44   #9
Почетный житель
 Аватар для Sorrel
IP:
Сообщений: 724
"Спасибок": 1,240
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от zloybarbos Посмотреть сообщение
Кстати, лично я до сих пор не могу понять: почему в зоне обеспечения уже нашего флота - этот караван не прикрывали наши корабли/подлодки?....
Но ведь приказ об отступлении британского конвоя поступил слишком неожиданно. Наши просто не могли бы успеть.
Sorrel вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 3 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 00:37   #10
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Ленд - лиз для СССР, выгоден ли он был.

Ленд-лиз (от англ. «lend» – давать взаймы, «lease» – сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки оборудования союзным странам в период Второй мировой войны. Форма, в которой предоставлялись эти поставки (аренда), была первоначально наиболее удобна для правительства США, которое до декабря 1941 не принимало участия в войне и должно было считаться с сильными антивоенными настроениями в стране.

О предоставлении американского оружия во временное пользование впервые попросил президента США Франклина Рузвельта британский премьер-министр Уинстон Черчилль 15 мая 1940, предложивший временно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940, однако на ее основе возникла идея более широкой программы.

По распоряжению Рузвельта, в министерстве финансов США осенью 1940 была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. Юрисконсульты министерства Э.Фоли и О.Кокс предложили опереться на закон 1892, который позволял военному министру, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства», сдавать «в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. 10 января 1941 в Сенате и Палате представителей США начались соответствующие слушания, 11 марта Закон (акт) о ленд-лизе был подписан, и 27 марта Конгресс США проголосовал за выделение первого ассигнования на военную помощь в размере 7 млрд. долл.

Одобренную схему предоставления военных материалов и оборудования взаймы Рузвельт сравнил со шлангом, переданном при пожаре соседу, чтобы пламя не перекинулось на собственный дом. Мне не нужно, чтобы тот оплатил стоимость шланга, заявил президент США, «мне нужно, чтобы он вернул мне мой шланг после того, как закончится пожар». В поставки включались вооружения, промышленное оборудование, торговые суда, автомобили, продовольствие, топливо и медикаменты.

Согласно утвержденным принципам, поставленные Соединенными Штатами машины, военная техника, оружие и другие материалы, уничтоженные, утраченные или использованные во время войны, не подлежали оплате. Полностью или частично оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования в гражданских целях, причем США предоставляли долгосрочные кредиты для такой оплаты. Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но за американской администрацией оставалось право потребовать их назад. Страны-заказчики могли после окончания войны купить оборудование, производство которого еще не было завершено, или хранившееся на складах, используя американские долгосрочные кредиты. Срок поставок был установлен первоначально до 30 июня 1943, но затем ежегодно продлевался. Наконец, закон предусматривал возможность отказа в снабжении тем или иным оборудованием, если оно признавалось секретным или было необходимо самим США.

На основе этих положений, США заключали соответствующие соглашения с союзными странами, которые обязывались предоставить финансовый отчет, а также содействовать защите США, предоставлять им помощь имеющимися у них материалами, различные услуги и информацию.

Всего за время войны США оказали помощь по ленд-лизу правительствам 42 стран, включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др., на сумму примерно в 48 млрд. долл.

Первые поставки военной помощи в СССР с Запада начались вскоре после нападения Германии на СССР 22 июня 1941. Советский посол в Великобритании И.Майский договорился о срочном предоставлении британских танков, затем с осени начались британские поставки танков, самолетов, алюминия и других материалов, за которые Советский Союз расплачивался золотом, пушниной, рудой и другим сырьем.

К предоставлению помощи СССР присоединились и США. 29 сентября 1941 представители СССР, США и Великобритании на конференции в Москве обсудили вопрос о военных поставках. 1 октября был подписан первый Московский протокол, который предусматривал снабжение Советского Союза оборудованием и материалами до конца июня 1942. 30 октября Рузвельт информировал И.В.Сталина, что США будут осуществлять поставки под беспроцентный заем на сумму в 1 млрд. долл. с оплатой в течение 10 лет, начиная с шестого года после окончания войны. С конца октября – начала ноября 1941 на СССР было официально распространено действие закона о ленд-лизе. В течение войны были подписаны еще три протокола, в соответствии с которыми устанавливались максимальные объемы военных и гражданских материалов, предоставляемых Советскому Союзу США и Великобританией. Вашингтонский протокол действовал до июля 1942, Лондонский – до июля 1943, Оттавский – до 1944 с последующим продлением. Официально поставки по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945, и далее вплоть до августа 1945 осуществлялись по специальной программе и дополнительному «списку Молотова-Микояна».

Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что за 1941–1945 Советский Союз получил почти 16,7 млн. т. на сумму в 9,6 млрд. долл. Из Великобритании до сентября 1945 были поставлены вооружение и материалы на 318 млн. фунтов стерлингов (15% общей суммы помощи), из Канады с 1943 поставлялись оружие, промышленное оборудование, цветные металлы, сталь, прокат, химические товары и продовольствие на 167,3 млн. канадских долл. (6,7% от общей суммы помощи).

Согласно исследованиям генерал-майора авиации И.П.Лебедева, за время войны СССР получил от союзников в помощь по ленд-лизу 18,7 тыс. (по другим данным, 22,2 тыс.) самолетов (истребители «харрикейн», «аэрокобра», «китти-хаук», «томагавк», средние бомбардировщики Б-25, А-20 «Бостон», транспортный Си-47 и др.); 12,2 тыс. танков и самоходных установок; 100 тыс. км. телефонного провода; 2,5 млн. телефонов; 15 млн. пар сапог; св. 50 тыс. т. кожи для пошива обуви; 54 тыс. т. шерсти; 250 тыс. т. тушенки; 300 тыс. т. жира; 65 тыс. т. коровьего масла; 700 тыс. сахара; 1860 паровозов; 100 цистерн на колесах; 70 электродизельных локомотивов; ок. 1 тыс. саморазгрузочных вагонов; 10 тыс. железнодорожных платформ. Союзники поставили 344 тыс. т. взрывчатки; ок.2 млн. т. нефтепродуктов; 2,5 млн. т. специальной стали для брони; 400 тыс. т. меди и бронзы; 250 тыс. алюминия (из которых можно было построить 100 тыс. самолетов – почти столько, сколько было произведено за годы войны на заводах СССР). Кроме того, Советский Союз получил 430–480 тыс. грузовиков и др. автомобилей (не считая запчастей) – 50 моделей от 26 американских, канадских и британских фирм. Кроме того, было поставлено большое количество судов. Особое место принадлежало поставке продовольствия – семян, свиной и говяжьей тушенки, концентратов.

Доставки грузов из США, Канады и Великобритании в СССР осуществлялись по 8 маршрутам. Самый ранний, через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск, был открыт уже в августе 1941, когда был отправлен первый морской конвой «Пи-Кью». Северные конвои были весьма рискованной операцией; немецкие подводные лодки и торпедоносцы потопили всего ок.80 судов, и из 17,5 млн. т. отправленных материалов не дошли 1,3 млн. т. Самая большая катастрофа произошла в июле 1942, когда был уничтожен караван «Пи-Кью-17»: потери составили тогда 11 из 36 судов, погибло св. 400 танков, 3 тыс. автомобилей и 200 самолетов. Тем не менее, северный маршрут продолжал работать (с перерывами перед военными операциями западных союзников в Северой Африке в 1942 и в Италии в 1943). Таким путем было переправлено ок. 20% грузов.

Менее опасным был дальневосточный маршрут: по морю до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Находки и Хабаровска, а затем через весь СССР по железной дороге (св. 50% грузов). Но и на этом пути погибло до 25 советских кораблей. 20% грузов доставлялись морским, а затем автомобильным и железнодорожным транспортом через Иран, а затем Армению, Казахстан и Азербайджан. До 10% грузов прибывали через Черное море и Арктику. Ок. 80% поставляемых самолетов летели в СССР самостоятельно через Аляску и Чукотку; сотни из них разбились по дороге.

Споры о значении помощи по ленд-лизу для военных усилий Советского Союза продолжаются до сих пор. Всего, как считается, доля поставок по ленд-лизу в общем объеме поставок для Красной Армии и советских гражданских нужд составляла 16% по бронетанковой технике; 15,3% по самолетам; 32,4% по боевым кораблям; 18,4% по зенитной артиллерии; св.80% по радиолокационной аппаратуре; 20,6% по тракторам; 23,1% по металлорежущим станкам; 42,1% по паровозам; 66,1% по грузовым и легковым автомобилям; 80% медикаментов и медицинского оборудования; св.50% горюче-смазочных материалов и т.д. Особенно значима была эта помощь во время отступления Красной Армии осенью 1941 и сева 1942. Отрицать или преуменьшать роль ленд-лиза, как это нередко делалось в СССР в послевоенные годы, было бы неверно. В то же время, было бы преувеличением утверждать, что только материальная помощь Запада решила исход Второй мировой войны.

После окончания войны США потребовали «вернуть шланг». Они предложили всем странам, которым предоставлялись поставки по ленд-лизу, заплатить за доставленные им и сохранившиеся у них гражданские материалы: пароходы, паровозы, железнодорожные вагоны, тракторы, электростанции и иное оборудование. Великобритания и США в марте 1946 договорились о пропорциях при определении долга. К 1960 практически все страны погасили свою задолженность, кроме СССР.

В ходе переговоров 1948 советские представители согласились уплатить небольшую сумму, но США отвергли это предложение. Переговоры 1949 также оказались безрезультатны. В 1951 американская сторона снизила требуемую ею сумму до 800 млн. долл., но СССР был готов уплатить лишь 300 млн., ссылаясь на пропорции, согласованные Великобританией и США в 1946. Только в 1972 советские и американские представители подписали в Вашингтоне соглашение о поэтапной выплате Советским Союзом суммы в 722 млн. долл. до 2001. К июлю 1973 было уплачено лишь 48 млн. долл., после чего дальнейшие выплаты прекратились: советская сторона таким образом протестовала против ограничений, введенных на торговлю между двумя странами. Лишь в июне 1990 президенты СССР и США договорились погасить долг к 2030. Согласованная сумма измерялась в 674 млн. долл.
Gidra2009 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 2 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 00:50   #11
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от Sorrel Посмотреть сообщение
Но ведь приказ об отступлении британского конвоя поступил слишком неожиданно. Наши просто не могли бы успеть.
Не так все просто.....По тогдашним установкам..на игру...эскорт не доводил конвой до самого пункта назначения.....
Во всяком случае...британские ВМФ ...сопровождавшие конвои из США к британским берегам..действовали именно так....
Gidra2009 вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 01:00   #12
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Итак....самое темное ( то есть, слабоосвещенное место,как оказалось- это поставки по ленд-лизу боевых кораблей....)

"...В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.

Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).

К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.

Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.

По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.

Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).

В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.

На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.

Большие охотники типа "SC" (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение - 126 т, скорость полного хода - 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа "Бофорс" и три 20-мм автомата типа "Эрликон". Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.

Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.

Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа "АМ" ("амики"), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение - 914 т, скорость полного хода - 13,5 узлов, дальность плавания - 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа "LL" (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа "Оропеза". Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.

Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа "АМ" в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского - 24.

По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа "YMS" (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение - 345 т, скорость полного хода - около 13 узлов, дальность плавания - 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда "3294" (подразделение "Хула-2") капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.


Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа "MMS" (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.

В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа "PF" или "Такома" (по советской классификации типа "ЭК" - эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками "Бофорс" и девятью 20-мм автоматами "Эрликон". На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.


О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: "Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением".

За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.

Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.

Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа "Асдик". "Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. - В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций" - так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.

Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной - а в ряде случаев значительной - мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.

Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.

Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа "LL". На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов "Хеджехог".

По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской "MN". Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс "Атака"). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным..."

Блин...не думал...что все так плохо.....
Gidra2009 вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 3 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 06:30   #13
Злобный монах Буддист
 Аватар для Смертник
IP:
Сообщений: 1,244
"Спасибок": 1,148
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию Re: США: Мы спасли Россию от Гитлера

Цитата:
Сообщение от Товарищъ Посмотреть сообщение
Грузовых судов90
Противолодочных кораблей105
итого всего 195 шт надводных и подводных, а скажите нахер тогда было к ним поставлять 7 784 двигателей запасных??? Это что по двиглу на один день?
Цитата:
Сообщение от PRAVED Посмотреть сообщение
Оказывается , я был прав , даже будучи не знакомым лично с Трумэном!
В чем Вы были правы?
___________
Готуйте браття намети, в них складем до часу кулемети...
Я настолько опозиционер, что любая опозиция против меня мелкие подхалимы действующим властям!
Смертник вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 09:00   #14
Почетный легион
 Аватар для Gidra2009
IP:
Сообщений: 22,041
"Спасибок": 30,755
Очки репутации: 0
Мнения: 13453
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: Ленд - лиз для СССР, выгоден ли он был.

Анализируя информацию....не перестаешь удивляться " уму" воевод эсэсэсэровских.....
Вот, к примеру...
"..На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели..."
И за кем такие скорлупки могли охотиться..? И главное-где..?
В Азовском море..? ( )...
В Черном...?
На Балтике...?
Gidra2009 вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 08.07.2010, 17:44   #15
Основа форума
 Аватар для golem
IP:
Сообщений: 2,459
"Спасибок": 2,836
Очки репутации: 0
Мнения: -3271
Доп. информация
Восклицание Re: Ленд - лиз для СССР, выгоден ли он был.

Цитата:
Сообщение от Gidra2009 Посмотреть сообщение
Анализируя информацию....не перестаешь удивляться " уму" воевод эсэсэсэровских.....
Вот, к примеру...
"..На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели..."
И за кем такие скорлупки могли охотиться..? И главное-где..?
В Азовском море..? ( )...
В Черном...?
На Балтике...?
бодрый умняк.....

а какую аппаратуру должен был нести катер , чтобы охотиться на подводную лодку в то время?
golem вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
СССР Киевский глюк Исторический форум 9903 Сегодня 01:43
СБО ПВ КГБ СССР nazri Основной 2 15.12.2012 13:20
СССР Felicitas Исторический форум 3450 07.01.2012 08:28


Часовой пояс GMT +3, время: 06:24.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021