Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Политический форум > Исторический форум

Крестовый поход в Донбасс

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 19.05.2011, 19:42   #1
Житель
 Аватар для Бунтовский
IP: DN
Сообщений: 443
"Спасибок": 347
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Крестовый поход в Донбасс

Крестовый поход Владимира Мономаха в Донбасс
Многие историки-краеведы пытаются доказать, что битва на реке Калка произошла именно на территории Донецкой области: всевозможные общественные организации всячески пытаются отмечать эту дату. Но битва на Калке - в первую очередь поражение древнерусских дружин от татаро-монгольских орд. В то же время с территорией Донбасса связан ряд крупных русских побед времен Древней Руси. Расскажем о походе 1111 года в половецкую степь, который осуществил Владимир Мономах.
В 1103 году, на то время еще князь переяславский, Владимир Мономах и киевский князь Святополк Изяславович провели съезд русских князей у Долобского озера (близ Киева), на котором приняли решение осуществлять регулярные походы против воинственных соседей – половцев, неоднократно беспокоивших своими набегами русскую землю. По решению съезда было осуществлено три похода на степняков: в 1103, 1107 и 1111 годах. Самым крупным и успешным был поход 1111 года, во время которого русские проникли далеко в глубь половецких степей, взяли два половецких города, одержали блестящую победу над кочевниками и с богатой добычей возвратились домой.
Поход Владимира Мономаха 1111 года начался из Переяславля во вторую «неделю» Великого поста, в воскресенье, 26 февраля, и начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. Затем, на протяжении 12 километров, представители духовенства двигались впереди русского воинства, и в дальнейшем они шли в обозе войска, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги. Мономах, вдохновитель этой войны, придал ей характер крестового похода, по образцу крестовых походов западных рыцарей против мусульман. Ведь в 1096 году начался первый крестовый поход, закончившийся взятием Иерусалима и созданием Иерусалимского королевства. Идея освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов.
Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. В этом крестовом походе принимал участие и граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Владимира Мономаха. Одним из тех, кто принёс эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия в «Хождении Игумена Даниила» - одном из величайших памятников древнерусской литературы. Даниил был одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу русских христиан против половцев- язычников характера крестового похода.
В воскресенье, 5 марта (в крестопоклонную неделю), войска Мономаха пришли на реку Псел, а на следующий день стали на речке Голтва, где дождались присоединения к ним войск киевского князя Святополка Изяславовича и черниговского Давыда Святославича. Во вторник, 7 марта, русское войско достигло реки Ворскла, за которой простиралась уже Половецкая степь. На следующий день русские выступили с Ворсклы и, «преидоша многие реки» на своем пути, 19 марта подошли, наконец к «Дону» (так тогда назывался Северский Донец, а современный Дон назывался Доном Великим).
Посвятив один день отдыху после длительного похода, русские воины на следующий день, «оболачишася во броне», двинулись к городу Шарукань, куда прибыли к вечеру того же дня. Говоря, половецкий город, необходимо понимать, что это были крупные зимовья половцев, состоявшие из сравнительно небольшого числа каменных строений и большего числа юрт кочевников. Шарукань сдался, а его жители в виде даров вынесли русским войскам рыбу и вино. Переждав ночь, русские утром следующего дня направились к половецкому городу Сугров и, штурмом овладев им, полностью сожгли.
На следующий день русские войска двинулись «с Дона» в обратный путь. Тогда собравшиеся половцы преградили им дорогу и утром 24 марта напали на русских. Перед лицом великой опасности русские князья приняли твердое решение: «уже смерть нам здесь, - да станем крепко!». Произошел бой, известный в истории как бой «на потоке Дегея».
В ожесточенной битве русские разбили половцев. Весь следующий день, 25 марта, отдыхая после ратных трудов, русские оставались на том же месте, празднуя день Благовещения. В воскресенье, 26 марта, по известию Ипатьевской летописи, продолжили обратный поход. На следующее утро, «наставиш же понедельнику» 27 марта, на Страстной неделе, множество половцев окружило русские полки со всех сторон, словно лес («яко борове велици»). Владимир Мономах не стал, как обычно, стоять на месте, а повел войско навстречу врагу. Воины сошлись в рукопашной битве, «и столкнулись полк с полком, и, точно гром, раздался треск столкнувшихся рядов». Половецкая конница в этой толчее потеряла свой маневр, а русские в рукопашном бою начали одолевать. В разгар битвы началась гроза, усилился ветер, пошел сильный дождь. Русские так перестроили свои ряды, что ветер и дождь били половцам в лицо. Но те сражались мужественно и потеснили «чело» (центр) русского войска, где дрались киевляне. Им на помощь пришел Мономах, оставив свой «полк правой руки» сыну Ярополку. Появление стяга Мономаха в центре битвы предотвратило панику. Половцы не выдержали яростной схватки и бросились к броду. Их преследовали и рубили, пленных в том бою не брали. Около 10 тысяч половцев полегло на поле брани, остальные бросали оружие, умоляя сохранить жизнь. Лишь небольшая часть кочевников во главе с ханом Шаруканом ушла в степь. Это решительное побоище произошло на «реке Сальнице» (предположительно - район нынешнего города Изюм Харьковской области, где в Северский Донец впадают речки Сухой и Мокрый Изюмец).
После блестящей победы русские с богатой добычей вернулись на Русь. Слава о походе разнеслась далеко за пределы Русской земли, проникла во все дальние страны: «к Греком, и Угром, и Ляхом, и Чехом, дондеже и до Рима, пройде на славу Богу».
Где же именно произошли знаменательные битвы? Для выяснения местонахождения половецких городов возьмем дату, когда русские пришли к Донцу. Придерживаясь версии Ипатьевской летописи, русские подошли к «Дону» 19 марта. Эта дата важна для дальнейших изысканий. Она определяет количество дней, понадобившихся русским войскам, чтобы дойти от Ворсклы до той точки «Дона», в районе которой располагались Шарукань и Сугров. Для выяснения местонахождения Шарукани и Сугрова необходимо предварительно определить путь, которым шли русские князья к Северскому Донцу.
От Ворсклы к «Дону» русские шли двенадцать дней (8-19 марта), но на этом отрезке пути войска должны были переправляться через «многие реки», что, конечно, тормозило движение. Кроме того, русская пешая рать не могла совершить 12-дневный поход без больших остановок в дороге, что вызывалось необходимостью сберечь силы для предстоящих боев с половцами. Поэтому поход в Половецкой степи должен был совершаться медленнее. Пытаясь наметить дальнейшее направление похода 1111 года, надо принять во внимание, что путь от Ворсклы к Северекому Донцу должен был выводить в район Сальницы (Изюма), ибо там разыгралась последняя, решительная битва с половцами. Для того чтобы выйти беспрепятственно в этот район, в тыл половцам, русским князьям необходимо было обойти главные половецкие кочевья, расположенные по речкам Самара и Орель, иначе не удалось бы скрытно и неожиданно подойти к Шаруканю и Сугрову, как это случилось в действительности. Эти соображения приводят к мысли, что путь, вероятно, шел от Ворсклы Коломацким шляхом (известным в XVI- XVII вв.) вдоль реки Коломак, к ее верховьям, затем по рекам Ольховатка и Мож подходил к Змиевской переправе через Донец, далее пролегал по левой стороне Донца, затем выходил к Сальнице и Изюмскому перевозу вблизи устья реки Оскол.
При таком варианте путь от Ворсклы до Змиева составляет 150 километров и от Змиева до Изюмского перевоза - около 110-115 километров, всего около 260-265 километров. Пройти его за 12 дней было вполне возможно. Двигаясь в этом направлении, русские должны были встретить на пути много переправ через притоки Коломака, Можа и Северского Донца. Это направление действительно пролегало в стороне от главных половецких кочевий и обеспечивало скрытность русского движения.
Из летописного описания событий 21-27 марта ясно, что Шарукань и Сугров находились недалеко от Сальницы, однако в этом районе даже на подробных картах как современных, так и более ранних, не имеется географических пунктов с названиями даже близкими по звучанию к «Шарукань» и «Сугров».
Попытаемся их местонахождение определить точнее. Как мы знаем, от Шаруканя русские двинулись к Сугрову утром в среду, причем успели за день не только дойти до города, но штурмом взять его и сжечь. Следовательно, Сугров лежал от Шаруканя на расстоянии не более полудневного перехода. От Сугрова до Сальницы русские сделали только два дневных перехода: 23 марта от Сугрова дошли до «протока Дегея», а 26 марта от Дегея дошли до Сальницы. Остальные дни проходили или в отдыхе и праздновании (25 марта), или в битве на Дегее и на Сальнице (24 и 27 марта). Итак, от Шаруканя до Сугрова - полудневный переход, от Сугрова до «потока Дегея» - однодневный и от «потока Дегея» до Сальницы - тоже однодневный переход. Сугров был самым дальним пунктом похода и, следовательно, лежал дальше Сальницы и дальше Шаруканя. По правому берегу Северского Донца на восток от той же Сальницы на территории Донецкой области в Славянском районе имеются половецкие городища: Теплинское - около села Богородичное и Сидоровское - около села Сидорово, а также городище Царино недалеко от села Маяки. По оценкам археологов, площадь Сидорова городища составляет 120 га, то есть это был достаточно большой населенный пункт. Сидорово отделено от Сальницы расстоянием около 45 километров, что вполне может быть приравнено к двухдневному переходу от Сугрова до Сальницы. Но если Сидорово городище принять за Сугров, тогда Теплинское городище будет соответствовать Шаруканю, так как расстояние от Сугрова до Теплинского городища, составляющее около одиннадцати километров, будет равно полудневному переходу, который совершили русские войска от Шаруканя до Сугрова, согласно летописи. Принимая во внимание географические условия местности и направление дорог от Славянска к Изюму, можно полагать, что обратный путь русских князей шел от поселка Сидорово к верховьям речки Голая Долина, а затем далее на север, к современному городу Изюм.
На этом пути должен быть и «поток Дегея». Выражение «на потоце Дегея» говорит о том, что «Дегей» представлял не реку, а скорее маленький проток или балку. Более всего к этому описанию подходят две речушки: одна из балок в верховьях реки Каменка - Сухая Каменка (Изюмский район Харьковской области), верховье которой это фактически граница с Донецкой областью, или это верховья маленькой речки Голая Долина Славянского района Донецкой области. Ведь от верховьев указанных речек до Сидорово, около 20 километров, что как раз равняется однодневному переходу, который отделяет Сугров от «потока Дегея».
В общем, в древней истории Донбасса есть славные страницы, поскольку с 99-процентной вероятностью можно говорить, что такие знаменательные победы русского оружия, как осада города Шарукань (с последующей его капитуляцией), взятие города Сугров (с последующим его уничтожением), победоносная битва на «потоке Дегея» происходили на территории Донецкой области. И связаны они были с именем выдающегося князя Владимира Мономаха. В то время как место поражения(!) древнерусских войск на реке Калка 1223 года достоверно пока не установлено. Имеет ли оно отношение к Донецкой области, тоже очень большой вопрос. Что же мы должны отмечать? Поражения или победы? Безусловно, о поражениях, тем более таких, как на Калке, когда дружины «незалежных» славянских князей были перебиты поодиночке, необходимо помнить. Но отмечать нужно все же победы.
Алексей ИВАНОВ
Бунтовский вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 20.05.2011, 09:37   #2
Почетный легион
 Аватар для hartsiz
IP:
Сообщений: 6,634
"Спасибок": 7,227
Очки репутации: 1,573
Мнения: 6545
Доп. информация
По умолчанию Re: Крестовый поход в Донбасс

Лёшка Иванов наверное ПГМ где-то подхватил. Поход Владимира на половцев ничего общего с крестовыми походами не имеет.
___________
Was wollen wir trinken...
hartsiz вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 29.05.2011, 15:00   #3
Житель
 Аватар для Бунтовский
IP: DN
Сообщений: 443
"Спасибок": 347
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Re: Крестовый поход в Донбасс

Приведите еще примеры массового участия духовенства в походах русских князей того времени
Бунтовский вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
РАзрушенный донбасс mob15a Основной 1 16.08.2017 18:01
Новый крестовый поход детей Al Capone Основной 6 23.06.2014 21:32
Крестовый поход католиков продолжается? Товарищъ Религия 43 13.05.2014 16:31
Украинский Донбасс Tesey7 Основной 31 16.03.2013 11:36
Шахтеры... Донбасс. Alex LM Политика Украины 18 22.11.2011 10:22


Часовой пояс GMT +3, время: 17:18.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021