Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Как на улице Владимирской за чашкой чая возникали святые образы

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 17.07.2007, 10:54   #1
Приписанный
 Аватар для Oktolom
IP:
Сообщений: 413
"Спасибок": 80
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Как на улице Владимирской за чашкой чая возникали святые образы

Как на улице Владимирской за чашкой чая возникали святые образы

ул. Владимирская
В начале прошлого столетия архитектурный ансамбль Владимирской улицы в пределах "города Владимира" был сформирован окончательно. На княжеских холмах, как и прежде, возвышались храмы. Только теперь вместо древних культовых сооружений радовали глаз их сравнительно молодые "тезки" — Десятинная церковь и Андреевская. Если от первой, построенной в стиле русско-византийского зодчества, веяло торжественной монументальностью, то вторая поражала своим необычайно легким силуэтом, решенным в формах барокко. "Мне кажется, — писал о храме немецкий врач Оттон фон Гун, — что никакая церковь не может иметь более величественного положения, и ежели здесь молитвы ко Всевышнему проистекают не от чистого сердца, то, конечно, в том виноваты только молящиеся". (1805)

Из окон дома (на ул. Владимирской, 7), где жил Нечуй-Левицкий, хорошо просматривались как Десятинная, так и Андреевская церкви. Один из рассказов писателя начинается так: "Смотрю я в окно, за Десятинной церковью небо с легкими облачками пожелтело, засияло чудесными яркими желтыми красками. Я поскорее вышел из своего жилища и быстро зашагал по Трехсвятительской улице." (1910). В точке слияния Андреевского спуска и улицы Трехсвятительской (ныне Десятинная) и начиналась Владимирская улица.

Фасадом на Владимирскую выходит дом по улице Десятинной, 14, на котором установлена мемориальная доска художнику Михаилу Врубелю. С 1886 по 1889 год в здании с видом на Днепр размещалась мастерская профессора живописи Владимира Орловского. Врубель нанял помещение и был безмерно счастлив. Здесь он творил "подпитываясь аурой" седого Славутича. На барельефе рядом с портретом художника изображены два профиля — мужской и женский. Кого же запечатлел в граните известный скульптор Иван Кавалеридзе? Демона и царицу Тамару? Или же Гамлета и Офелию? Ведь над этими персонажами Лермонтова и Шекспира художник работал в Киеве при создании книжных иллюстраций. Проанализировав цикл врубелевских набросков, склоняемся больше к первому ответу.

Архитектурной "изюминкой" в начальном квартале улицы Владимирской можно назвать здание Центрального телеграфа (N10), построенное в неороссийском стиле в 1911 году для киевской конторы Крестьянского и Дворянского земельных банков. Архитектор Александр Кобелев (кстати, и автор здания Национального банка) на этот раз обратился к истокам отечественной истории. Его каменное творение напоминает древний княжий терем с высокой башней, фронтоном-"кокошником" (не сохранился) и старинной брамой при въезде во двор. Единственный балкон дома до недавнего времени был украшен барельефами древнерусских воинов со щитами, но теперь их почему-то убрали. В целом здание сохранило дух и традиции этой исторической местности.

А вот дом с аптекой напротив, или, как его называли — "дом Лаппо" (N11) знаменитый своим преклонным возрастом (один из первых каменных особняков на этом участке улицы) и... веселыми вечеринками местной творческой элиты. С 1891 по 1896 год здесь жил известный искусствовед, профессор Андриан Прахов. И собирались у него на "чашку чая" киевские художники, литераторы, ученые. Особенно частыми гостями были "соборяне" (живописцы, оформляющие интерьер Владимирского собора). Михаил Нестеров вспоминал: "Праховское гостеприимство подкупало тогда многих. За самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати. Она как-то просто, как давняя-давняя знакомая посадила меня рядом с собой и предложила чаю, и сразу я почувствовал себя легко и страшно приятно."

Видимо, этот жест "привлекательной Лели" (Елены Праховой) и повлиял на творческие планы Нестерова. Художник воплощает черты девушки в образе Святой великомученицы Варвары, что вылилось, по его словам, в "самую большую неприятность за все время росписей во Владимирском соборе". Дело в том, что великосветские дамы отказались "молиться на Лельку Прахову". Художник переписывает лицо, но сходство с оригиналом остается. Интересно, что с Владимирской улицей переплетаются судьбы почти всех "соборян".

Источник: Дмитрий ЛАВРОВ газета "Сегодня"
Oktolom вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Храмы, церкви и "святые места"! Товарищъ Клуб фотографов 77 05.06.2014 00:35
Стена дома с жирафами на Владимирской Alex LM Туристический Киев 1 13.03.2009 17:08


Часовой пояс GMT +3, время: 09:17.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021