Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

НЕИЗВЕСТНЫЙ КИЕВ

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 24.06.2007, 09:47   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 43
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию НЕИЗВЕСТНЫЙ КИЕВ

НЕИЗВЕСТНЫЙ КИЕВ




Маленький трамвайчик посреди ненастья.

Дороги билеты, короток маршрут.

Катится по жизни в направленьи счастья

С вечным опозданьем в несколько минут

/ Алексей Душин /

1. Некоторые тайны.

В печатных изданиях по истории киевского трамвая написано, что в 1956 году проложены трамвайные линии на Левобережье и открыт трамвайный маршрут № 28 "Почтовая площадь- ДШК (Дарницкий Шелковый Комбинат)".

А вот о том, что в том же 1956 году на Подоле были также проложены новые трамвайные линии и открыт трамвайный маршрут № 27 "Контрактовая площадь- ГЭС-2" не написано ни строки.

Удивительно, что читая далее хронологию основных событий по истории городского трамвая узнаем, что в 1962 году открыт трамвайный маршрут под тем же 27-м номером, но уже по маршруту "Бессарабка- Ленинградская площадь".

Куда же делся трамвай под этим же номером, который с 1956 года ходил по Подолу от Контрактовой площади до городской электростанции (сейчас ТЭЦ-2) и одновременно к судостроительному заводу имени Сталина?

Оказалось, что подольский 27-й просуществовал всего пять лет и в 1961 году был закрыт.

Каковы же причины отсутствия упоминания в печатных изданиях о существовании этого маршрута и почему его закрыли?

2. Короткий маршрут.

Так почему же вовсе не упоминали и вдруг неожиданно закрыли подольский 27-й ?

Попробуем разобраться.

Маршрут, который за 15 минут проезжал всего четыре остановки : Контрактовая площадь, ул.Шолома Алейхема (ныне Константиновская), ул. Еленовская и ГЭС-2 от улицы Еленовской пролегал по так называемой "Промзоне".

На рубеже ХІХ - ХХ веков, когда Киев бурно развивался, по проекту ученого- гидротехника Николая Максимовича киевская гавань превратилась из живописной окраины в один из крупнейших в Европе речной порт, рассчитанный на 600 судов.

Берега подняли, построили судоверфи, склады.

Уже в советское время, реализуя план индустриализации, в 1926-1930 г.г. здесь построили мощную электростанцию КРЭС (ГЭС-2).

Ныне это ТЭЦ-2.

Улицей Электриков назвали единственную улицу полуострова.

Пятидесятые годы прошлого века.

Киевская окраина. Промзона.

От Еленовской до ГЭС-2 трамвай № 27 уныло бредет вдоль почерневших заборов, товарных складов, ремесленных мастерских и деревянных бараков.

Запахи олифы, визги циркулярной пилы, гвалт воронья…

Пейзажы этой рабочей окраины явно не предназначались для упоминания в информационных и туристических справочниках города.

Вот вам и ответ на первый вопрос!

Почему же так быстро закрыли этот маршрут?

Одна из самых страшных бед, которую пережили киевляне, это Куреневская трагедия 1961 года, когда прорвав земляную дамбу, из района Бабьего яра на Куреневку устремилась огромная масса пульпы (глина с водой) сметая на своем пути все живое.

В процессе проведения восстановительных работ, круглосуточно самосвалами, на находящуюся рядом с промзоной Наталку вывозилось с места трагедии это глиняное месиво.

Маршрут машин проходил по трамвайной колее нашего 27-го маршрута.

В результате разливов этого месива, трамвайные рельсы как бы "ушли под землю" и трамваи не смогли ходить.

Так Куреневская трагедия "похоронила" в 1961 году и подольский трамвайный маршрут № 27.

Трамвай заменили автобусом № 8, а ныне вместо него ходит автобус № 53 правда с такими интервалами, что подчас быстрее дойти с Подола до ТЭЦ-2 пешком.

3. На "Пульмане" через промзону.

Немногие киевляне помнят сегодня об урочище "Наталке" - полосе дикой природы у Днепра, которая начиналась от конечной нашего трамвая №27 и направлялась к зеленым лугам Оболони.

Еще в девятнадцатом веке, посещающие эти дикие места литераторы и газетчики с восторгом отзывались о местной природе.

Чудесные виды, дешевые и удобные дачи, кумысное заведение, отличные фрукты, приносимые сюда садоводами Куреневки…

С запада гряда Куреневких горок сдерживала силу и направление ветров.

На чистые здешние озера и на берега Почайны и Днепра в летние дни на отдых приезжали тысячи киевлян.

С собой даже брали самовары.

Интересно, что в 1859 году Киевская громада устроила здесь пышное чествование Тараса Шевченко во время которого отдыхали, читали стихи и пели песни.

И сам Т.Г.Шевченко пел здесь свои любимые песни, любуясь чудесными панорамами киевских окраин.

В середине прошлого века сюда пришел "прогресс", превратив здешние живописные места в индустриальный анклав.

Работающая на угле ТЭЦ-2 начала коптить воздух и сбрасывать технологические отходы в затоки, в которых дохла и всплывала рыба.

Рядом с трамвайным кольцом расположилась городская свалка и озеро "Вонючка", в которое сбрасывали свои отходы многие куреневские предприятия.

Чтобы покупаться, мальчишкам приходилось "углубляться" в оболонские дали к более чистым озерам "Голубое", "Треугольник" и другим.

В 50-х на ГЭС-2 ходили чудом сохранившиеся в Киеве четырехосные деревянные трамваи "Пульманы".

Интересно, что первые два "Пульмана" поступили в Киев с Нюрнбергского завода еще в 1902 году.

Им были присвоены номера 1001 и 1002.

Так было положено начало традиции в трамвайной нумерации, которая нарушилась только в наше время.

Кстати эти два трамвая оказались впоследствии непригодными для эксплуатации в Киеве, т.к. не вписывались в малые кривые повороты.

Усовершенствованная партия поступала в город в 1907, 1909 и 1911 г.г.

"Пульманы" успешно ходили по киевским улицам и после Второй мировой войны, в т.ч. и по подольскому маршруту № 27.

Когда в конце 50-х в городе был взят курс на радикальное обновление подвижного состава, выяснилось, что металлические рамы "Пульманов" вполне пригодны к дальнейшему использованию.

Так двадцать таких рам на киевском заводе КЗЭТ было перестроено в вагоны КТВ-55-2 ("тяни-толкай"), которые пожилые киевляне должны помнить по маршрутам №№ 8, 16, 30…

И даже сегодня на базе "Пульмана" работает в Киеве один аварийный вагон АВ-2.

А деревянный 27-й навсегда останется трамваем детства для мальчишек послевоенного периода.

Двери на нем открывались вручную позволяя спрыгивать на ходу, деревянные лавки были как отдельные крепости-закутки.

На фоне сегодняшнего пластика, трамвай был символом добротности и прочности…

В его отделке улавливался нелегкий ручной труд.

Мальчишка садился на гладкую полированную лавку у раскрытого окна и клал локоть на деревянный бортик.

Дул встречный ветер , ветки деревьев загибались в окна, но чувство опасности все равно не могло победить остроту счастливых минут движения…

статья предоставлена автором специально для проекта www.oldkiev.info

фотоматериалы: Раймонд Де Гроот (источник: www.mashke.org )




Киевлянин вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ученые обнаружили в озере Восток неизвестный класс организмов luxmaster Наука и техника 0 07.03.2013 18:04
Неизвестный / Unknown Hatchet Кино и ТВ 4 05.08.2011 19:03


Часовой пояс GMT +3, время: 09:23.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021