Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОСЛЕВОЕННОМУ ГАСТРОНОМУ.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 01:31   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 42
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОСЛЕВОЕННОМУ ГАСТРОНОМУ.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОСЛЕВОЕННОМУ ГАСТРОНОМУ.


1. Не сытно, а вкусно.

В советское время почти все киевские продовольственные магазины, кроме небольших по площади, носили название "Гастроном".

А небольшие магазинчики назывались обычно "Продтовары", "Хлеб", " Молоко ", "Овощи и фрукты".

Толковый словарь Ушакова дает определение слову "Гастроном", как состоящему из греческих: gasters- желудок и nomos- закон.

Или "лакомые правила вкусной еды".

Даль предлагает более "развернутое" определение: "поварское искусство".

Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что гастрономы являются магазинами, ассортимент которых направлен на удовлетворение нужд людей, любящих именно вкусную, а не правильную, полезную или дешевую пищу.

Предшественниками гастрономов в дореволюционном Киеве были так называемые "лавки колониальных товаров", где продавались все новшества потребительского рынка того времени: чай, кофе, восточные сладости, специи и т.д.

После революции подавляющее большинство подобных "лавок" было закрыто.

В появившихся затем магазинах рабочих кооперативов "Сорабкоп"- предшественникам "гастрономов"- ассортиментная политика настолько изменилась, что они превратились в обычные продовольственные магазины.

В СССР существовала система государственных стандартов по обеспечению жителей торговыми заведениями.

Например, расстояние между двумя гастрономами не должно превышать 500 метров.

Гастрономы были хорошо освещены и имели наружную неоновую рекламу.

Известно, что патент на неоновую рекламу был получен французом Клодом еще в 1911 году.

И хотя идеи Клода добрались до Советского Союза еще в 30-х годах, в Киеве настоящее распространение неоновой рекламы пришлось только на конец 50-х -- начало 60-х годов.

Газосветные наружные вывески "Гастроном" стали одним из первых применений неоновой рекламы в городе.

Особенно красивыми были такие вывески на гастрономах Крещатика и других центральных районов города.

2. Колбаса пахла мясом, и конфеты были вкуснее.

Если бы нынешний молодой киевлянин мог бы с помощью "машины времени" оказаться в Киеве 50-х годов прошлого века и зашел бы в гастроном, он был бы поражен не только богатым ассортиментом товаров, но и запахами!

Запах свежей "докторской" просто бы бил в нос!

С момента своего рождения (1936г.) рецепт "докторской" был таков: в 100кг. колбасы содержалось: 25 кг. говядины высшего сорта, 70 кг. полужирной свинины, 3 кг. яиц и 2 кг. коровьего молока.

Колбаса предназначалась больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма.

Рецептура "докторской" оставалась неизменной до 60-х годов, когда начались эксперименты с откормом животных.

Колбаса стала пахнуть то рыбой, то курами, то химзаводом по выпуску удобрений.

Затем в колбасах стал появляться соевый белок, молочный белок, казеинат натрия и т.д.

Появились так называемые субпродукты 1-й и 2-й категорий.

Однако вернемся в гастроном 50-х!

Магазин был "завален" товаром : несколько сортов макарон и круп, масло сливочное, масло растительное, минтай, окунь терпуг, селедка, "красная" рыба, консервы: "салака в томате", "килька в томате"…

На полках пылились крымские вина: "Мадера", "Мускат белый красного камня", Херес "Массандра", "Кагор южнобережный", "Черный доктор", портвейны и другие.

Удивительно, но покупатели, в большинстве своем, предпочитали этим винам "бормотуху"- дешевые крепленые вина на основе сброженных соков плодов и ягод.

Качество было ниже, но и цена ниже!

А в кондитерских отделах ириски "фруктовый" или "золотой ключик" предпочитали вместо качественного (без сои) шоколада!

На плитках шоколада "Гвардейский" была отчетливо видна пыль от многомесячного лежания!

Тогда в 50-х действительно произошло временное улучшение жизни советских граждан!

И вот за счет чего:

- повышения цен в результате денежной реформы 1947 года

- замораживание зарплаты за счет внедрения государственных займов

- за счет поставок по репарациям из побежденных стран

- за счет закупок продукции на селе фактически за бесценок

- за счет бесплатной работы огромной части населения в "Гулагах".

Начиная с 60-х годов, становилось все хуже и хуже.

В 80-х все перевернулось вверх дном, прилавки опустели, экономика почти перестала существовать.

3. Лишь бы не было войны.

"Пусть не будет колбасы, лишь бы не было войны", - говорили киевляне в 80-х, и с грустью шли в гастрономы, чтобы увидеть там на пустых прилавках одни 3-х литровые банки с зелеными помидорами.

Не срабатывала экономическая модель, которую изобрел СССР, - плановая экономика!

Не взирая на изменения спроса и "руку рынка", уж если запланировали на пятилетку выпустить миллион пар галош, то что с того, что они не имеют такого спроса!

Не проводились ни маркетинговые, ни макроэкономические исследования, не работали в полном объеме инструменты по снижению издержек и затрат.

Производитель знал, что торговое ведомство обязательно купит его продукцию в установленных объемах!

В 70-х хитрый Мао Дзе Дун все это понял и выполнил "большой скачок", который хоть и стоил многого Китаю, но в итоге вывел сегодня эту страну в ранг мировых лидеров по экономическим показателям.

И снова вспомним Киев пятидесятых!

В гастрономах стоят гигантские аквариумы для живых рыб (преимущественно карпов), откуда они попадают в сумки покупателей.

На прилавках стеклянные конусы разноцветных соков, внизу у них маленькие бронзовые краники с ушками для регулирования поступления соков в стаканы.

Кетовая красная икра и осетровая черная, копченая и вяленая рыба, шоколадное суфле, маринованные белые грибы, окорока, соленые грузди, заливная осетрина…

Коробки шоколадных конфет: "Алеко", "Спартак", "Абрикосовые"…

Бутылки "Крем-сода" и "Ситро", пиво "Жигулевское", водка "Московская"…

Приобретая в гастрономе бутылку пива или водки, покупатель заворачивал ее в газету и клал в плетеную сетчатую авоську.

Нести не завернутую бутылку в то время считалось неприличным.

В 50-х торговля спиртным на розлив была запрещена, поэтому приходилось покупать целую бутылку и распивать ее обычно дома.

В то время пьянство не поощрялось, была жесткая сталинская дисциплина.

А в 60-х кривая пьянства резко пошла вверх, что привело в итоге к постановлению Совета Министров и ЦК КПСС "О мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом", а впереди уже виднелась и "Продовольственная программа", чтобы как-то успокоить людей…

Но вот "сладкие" 50-е быстро пролетели, оставив после себя в истории краткий миг благополучия и счастья!

статья и фотоматериалы присланы автором




Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 18:57.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021