Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Дно.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 09:12   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 42
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Дно.

Дно.


1. Дно

В каждом городе есть свое, так называемое "дно". В Москве - Сокольники и Марьина Роща, в Одессе - Пересыпь и Молдаванка, в Киеве - Подол. Об этом писали многие классики. Интересно, что слово "босяк" - чисто киевское. На Подоле были босяки и босячки, босяцкие дома и дворы и даже "босяцкие" гастрономы с неистребимым тухлым запахом и матом-перематом в грязных винно-водочных отделах.

Думаю, что подольское "дно" располагалось, в основном, в окрестностях Житнего рынка, который еще с XV века был уже основным торговым центром Киева. Сам рынок, как и одесский "Привоз", в то время был окружен бесчисленным количеством галантерейных деревянных "рундуков", внутри которых сочетание запахов мыла, кремов, кожи, создавало сложный и уникальный запах моего детства.

Вокруг рынка стоял стойкий запах испражнений, помоев, гнилых арбузов. На мостовых валялись отбросы овощей и фруктов, рыбьи внутренности и прочий хлам.

Улица Ладо Кецкавели (ныне уже ее нет), улица Ярославская. Олеговская, Глубочицкая. Смирнова-Ласточкина, Фруктовый переулок и другие, - именно здесь было сосредоточено множество старых, еще дореволюционных домов с грязными мрачными подъездами, воняющими котами, гнилой капустой и деревянными, внутренними лестницами.

Однако была и своеобразная эстетика. В окнах между рамами - вата, а на ней - елочные игрушки.

В 1977 году на улице Верхний-Нижний вал был снесен кинотеатр "Колос". Это несуразное деревянное сооружение органически дополняло множество убогих домов и деревянных галантерейных "рундуков". Уже с утра с тыльной стороны кинотеатра, в 50-60 годы собирались на скамеечках пьяницы и венерики, ворье, жулики и спекулянты, потрепанные проститутки. Близлежащие дома - места сбора блатных кампаний, заполненные хмелем, марафстной мутью и бесшабашным разгулом. А ближе к горкам - ночлежки, потайные притоны и места, где орудуют "барыги" - скупщики краденого. Места потаенные - в глубинах двора меж зарослей сирени Много бродяг и нищих ночевали на этих пустырях и горках. Где-то здесь нашла свое пристанище и "элита" преступного мира - "блатные", живущие по своим законам: "вор ворует, а фрайер пашет". Это народ без дома, без работы, неприкаянный, но строго соблюдающий законы блатной среды, где кодло на сходках решает все.

Однажды Сталин сказал: "Если бы мы придерживались своих законов, как блатные, мы бы уже давно построили коммунизм". Однако, какова здесь была свобода! Это-то в годы, когда Сталин еще был жив! Нам, придавленным страхом, боявшимся ЖЭКа, милиции, суда, прокуратуры, ЦК КПСС, окружающих нас людей... этого не понять!

Здесь ощущалась не заграничная свобода, имеющая цену, а наша - бесценная как вода и воздух!

После захода солнца в этих злачных местах собирались люди, опухшие от водки, мелкое ворье и базарные аферисты, босяки и карманники, фармазонщики и шмары.

Оживали зловонные дворы вокруг базара, возвращались домой после трудового дня калеки, нищенствующие, одинокие старики и молодые бродяги, бомжи и множество других людей в серых телогрейках, основным занятием которых было продавать картошку в мундирах, огурцы в газетных кульках, а то и просто питьевую воду. Для всех их Подол стал последним прибежищем и укрытием. Он и обогреет, примет и укроет, а если надо - бесследно в себе "растворит".

Час ночи. На улицах - ни души. Виден только тусклый свет лампочки на деревянном фонарном столбе, да поблескивают лужи. Сонливость наполняет тела людей сладкой, блаженной грустью.

2. Шпана подольская

Напомню читателю, что я пишу о послевоенном времени - это пятидесятые годы.

Сейчас уже другой мир, другие ценности. Лучше это или хуже никто однозначно не скажет.

Тихо было вечерами на пустынных подольских улицах и кривых переулках. Но эта тишина обманчива. Вот пахнущая таранкой усталая от говора биндюжников Глубочица.

Где-то заверещат поросята, залает пес. Вот дымок из трубы, наверное, готовят обед, а может, самогон варят.

Много неубранного конского навоза.

Именно сюда стекаются после трудового дня обиженные жизнью, паралитики, венерики, попрошайки, дегенераты всех мастей, просто бездельники - после дневных тыняний по базару и от одной церкви к другой.

Во Фроловском монастыре их бесплатно кормили пирогами и квасом. Они шли, чтобы в ночном смешении юрбы - "блатных", "шмар", "котов" - скоротать ночь. Я с интересом узнал, что мир дна многолик и подвержен определенной классификации.

Например, попрошайки, это и "стрельцы" - стоят с протянутой рукой;

и "бывшие" - полковники, учителя (потерял зрение, прошу на кусок хлеба);

и "странники" - часто ходят по квартирам (отстал от поезда, помогите доехать домой);

и "барахольщики" - ходят по дворам и квартирам (пожертвуйте какую-нибудь рубашку);

и "церковники" (сидят под церковью, читают псалтыри);

и "кладбищенские" (сидят у входа на кладбище).

Однажды я спросил у одного подвыпившего "барахольщика":

- Как Вы делаете такое жалобное лицо?

- Практика и все!

Глубоко ошибочна мысль, что хулиган - это одиночка - "веселый индивидуалист".

Настоящий хулиган-профессионал являлся членом хорошо организованного коллектива - "ШПАНЫ".

На разных территориях - своя шпана.

Самый сильный, ловкий, смелый авторитетом своего кулака встает во главе шпаны. Остальные члены - корешки, рядовые, бойцы...

Когда сходятся две шпаны - главари дерутся между собой.

К победителю присоединяется проигравшая шпана.

В шпане есть и женщины - индивидуальные для одного из членов шпаны и "свои в доску бабы", для коллектива в целом.

Интересно, что культа женщины в шпане нет. В поведении ребят вы не заметите малейшего намерения не только на ухаживание, а даже на внимание к женщине.

Наоборот "липнет" женщина. Она достает хлопцу сигареты, конфеты, пиво, одалживает на "вечный возврат" деньги.

Малейшая попытка по-рыцарски относиться к женщине - это нарушение хулиганских традиций, которые в течение длительного времени приобрели силу закона. Кто нарушит такой закон, того выгоняют из шпаны, как мухолова.

Любимым развлечением шпаны является игра в карты - "глаз", "стос", "девятка".

"Подрезать карту" - смухлевать кончается трагично - такого "разносят в губу" - бьют беспощадно.

Все зрелища шпана посещает бесплатно, грабит торговок, бьет пижонов и стиляг, отшивает женщин от парочек.

Построенный в 1930 г. по проекту архитектора В.М. Рыкова кинотеатр "Жовтень", так называемый третий комсомольский кинотеатр на Подоле, был любимым местом посещения шпаны. Причем контролеры кинотеатра знали в лицо всех этих хулиганов, пропускали их в кинотеатр и даже резервировали одни-два ряда для такого рода посетителей.

Однако на крупные дела шпана не шла.

.... Так, пустить в ход кулаки, финки, кастеты (зубочистки)...

Когда шпаны собирается много - милиции приходится трудно.

Клички хулиганов, с одной стороны несут на себе печать традиционности, а с другой стороны выполняют чисто конспиративную функцию, т. к. многие члены шпаны знают друг друга только по прозвищам. Кличка - обязательный атрибут члена шпаны.

Особенность клички отражение физических и

психологических черт и свойств ее носителя. Например: "кудрявый", "чана", "торлик", "волк", "череп", "цыган", "дух", "комар" и т. д.

Очень распространено в хулиганской среде так называемое блатное творчество - воровские песни, поговорки.

"Мы ребята йожики!

У нас остры ножики!" или

"Отчего да почему

Да по какому поводу

Я заехал одному

По прямому проводу".

По вечерам шпана "пьет", отводит душу...

Слышны крики картежников: "Иду по кушу", "Не заметывай", "Четыре сбоку-ваших нет".

Попавший в шпану обретает второе крещение, однако, эти люди - начинающее ворье! Это уже потом "пацаны" приобретут мастерство, положение, необходимый стаж, рекомендации для последующего восхождения по ступеням блатной иерархии.

Если конечно их вовремя не остановит милиция или бандитский нож.

автор: Виталий Баканов

книга: "Киев. Подол"

www.oldkiev.info
Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 12:54.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021