Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Великий зодчий Киева

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 09:55   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 42
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Великий зодчий Киева

Великий зодчий Киева




28 февраля исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося архитектора, одного из творцов киевской школы зодчества первой половины ХХ столетия Павла Федотовича Алешина. Здания, сооруженные по его проектам, принадлежат к числу наиболее оригинальных и вместе с тем наиболее органичных в киевской застройке…

Отцу выдающегося зодчего — известному киевскому подрядчику, купцу второй гильдии Федоту Александровичу Алешину принадлежали несколько значимых зданий в центре нашего города. Большинство из них были возведены в 1910-х годах по проектам его сына Павла…

В 1899 году Павел Федотович Алешин окончил Киевское реальное училище и одновременно — курс по рисованию у живописца Ивана Селезнева в мастерских знаменитой Киевской рисовальной школы Николая Мурашко.

17-летним юношей Павел поступил в Петербургский институт гражданских инженеров — одно из лучших учебных заведений царской России. Среди учителей и воспитателей Алешина там были такие знаменитые люди, как академик архитектуры Китнер (в частности автор проекта Киевского политехнического института), профессора Красовский, Михайловский, Белелюбский и другие. Из Петербурга, будучи студентом, Павел Алешин дважды выезжал за границу, чтобы ознакомиться с образцами европейской архитектуры. Он побывал в Австро-Венгрии, Франции, Германии, Великобритании, Италии и Греции, где изучал архитектуру и строительную технику. Со временем он смог использовать полученные знания в своих работах и даже предложил принципиально новые для отечественного зодчества приемы проектирования зданий, в частности школ. Еще в 1903 году Павел Алешин выступил перед собранием Петербургского общества гражданских инженеров, где едва ли не первым заявил, что "появления нового архитектурного стиля следует ожидать, прежде всего, от новых конструкций". Еще студентом Павел Алешин составил и издал в 1901 году альбом "Архитектурные ордера". Многие годы этот альбом был очень популярен среди студентов и молодых специалистов, служил основательным пособием в деле изучения архитектуры.

Студентом четвертого курса 20-летний Павел Алешин участвовал в конкурсе на проект образцового четырехклассного училища имени Николы Артемьевича Терещенко в Киеве, где получил первую премию. Его работа (среди семи отобранных) опередила тогда разработку гражданского инженера Павла Голландского. Училищная комиссия Киевской думы постановила принять проект Павла Алешина за основу, но поручила другому Павлу — Голландскому — сделать детальную проработку здания и изменить фасадную часть. Сейчас в здании, где когда-то размещались мужское и женское училища имени Терещенко, — Государственный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого (к сожалению, фасад этого здания по улице Ярославов вал, 40 несколько испорчен после ликвидации балкона над главным входом).

После окончания в 1904 году Петербургского института гражданских инженеров (с медалью за лучший архитектурный проект и премией за лучший отчет о работах) Алешин много проектировал и строил в Петербурге и Киеве, преподавал архитектуру и рисование на Высших женских политехнических курсах в северной столице страны...

Одним из первых весьма заметных произведений Павла Алешина стал проект дома Торгово-промышленного общества Бажанова и Чувалдиной в Петербурге, который был осуществлен в 1907—1909 годах. Он был полностью подчинен концепциям модерна. 26-летний архитектор осуществлял авторский надзор за возведением этого объемного и сложного сооружения. В конструктивном отношении для устройства фундаментов и межэтажных перекрытий Алешин предложил широкое применение железобетона. Впервые в Петербурге (и не только) здесь было устроено паровое отопление с принудительной циркуляцией воды и горячим водоснабжением, в строении даже имелся агрегат — "пращур" современного кондиционера. Жилые помещения по замыслу разработчиков комплекса оборудовали встроенной мебелью, а вообще в отделке интерьеров широко использовали дерево разных пород, мрамор, цветное стекло, кожу... Следует отметить, что в создании интерьеров этого дома принимал участие Николай Рерих. Майоликовый камин "Микула Селянинович" по эскизам Михаила Врубеля и роспись "Богатырский фриз" по картинам Рериха в гостиной органично сочетаются с архитектурным решением Алешина.

В 1906—1909 годах Павел Федотович Алешин, уже признанный мастер, спроектировал здания для Коммерческого училища в Котле, гимназии в Екатеринбурге, четырех типовых школ в разных городах Российской империи, Публичной библиотеки в Киеве.

Но главная работа зодчего и по архитектурным качествам, и по историческому значению — здание Педагогического музея цесаревича Алексея. Она осуществлена в 1909—1911 годах (здание реконструировано самим Павлом Алешиным в 1937 году). Сооружение, спроектированное как "народный дом", а построенное и освященное как Педагогический музей, весной 1917 года служило штаб-квартирой Центральной Рады, затем длительное время в нем размещалась экспозиция украинского филиала Центрального музея Ленина. В последние десятилетия здесь находятся Дом учителя и Музей педагогики Украины.

Официальное открытие Педагогического музея состоялось 5 октября 1912 года в присутствии высокопоставленных лиц. Общий план сооружения прост — это врезанный в параллелепипед цилиндрический объем, увенчанный стеклянным куполом. Тема подобного стеклянного купола в дальнейшем стала постоянной в киевской гражданской архитектуре. Так, она была использована Шехониным в здании Дома культуры пищевиков на Красной площади (позднее — ДК "Славутич", ныне — Детский музыкальный театр по улице Межигорская, 2) и Заболотным в здании Верховной Рады Украины.

Очень хорошо разработан вход в Педагогический музей — крыльцо с двумя боковыми пандусами. И здесь, как и в петербургском здании Бажанова и Чувалдиной, широко использован железобетон. На фасаде дома — орнаментальный фриз на "просветительскую тему" длиной 240 метров, маски над боковыми входами выполнены скульпторами Дитрихом и Козловым. В оформлении сооружения есть такие модернизованные решения, как балкон-портик на главном фасаде, окна на третьем этаже, которые прореживают скульптурный фриз "Образование".

Следующими проектами зодчего стали здания на Малой Владимирской улице (ныне улица Олеся Гончара, 74-а) и особняк семьи Ковалевских на углу Шелковичной и улицы Пилипа Орлика. Оба сооружения свидетельствовали об активном поиске Алешиным собственного стиля. Первое поражает фантастическими размерами керамического панно в чердачной части здания, созданного в духе итальянских дворцов. Дом Ковалевских — дань романскому стилю, кажется, что перед нами средневековый замок, но четыре разные по форме капители, небольшие колонны на балконе второго этажа — веселая шутка мастера, который любил деталь превыше всего. На относительно небольшой площади архитектору Алешину удалось создать иллюзию дома в саду, уголок природы с фонтаном и беседкой.

Уже в те времена Павел Федотович предпринял попытки перейти от довлеющего применения штукатурки к использованию архитектурно-декоративных свойств естественных материалов. Так, дворовые фасады особняка Ковалевского были возведены из обычного киевского кирпича и покрыты жидким стеклом, а корпус Педагогического музея облицован инкерманским камнем, что было для Киева новинкой.

Здание Ольгинской гимназии (Первая женская гимназия), работа над проектом и возведением которой продолжалось в течение 1909—1914 годов и была прекращена из-за Первой мировой войны, составило вместе с Педагогическим музеем, Первой мужской гимназией (архитектор Александр Беретти) и возведенным позже корпусом Главного зала Академии наук УССР своеобразный "алешинский квартал". Расположился он между улицами Владимирской, Терещенковской, Фундуклеевской (бульвар Тараса Шевченко), заключив в единый ансамбль классицизм архитектуры Беретти с модерном и неоромантизмом Павла Алешина. На протяжении тридцати лет имея отношение к застройке этого места, Алешин создал новый, лаконичный принцип формирования правительственно-административного квартала.

Осенью 1913 года 32-летний Павел Алешин, гражданский инженер с десятилетним стажем, решает поступить на архитектурный факультет Императорской Петербургской академии художеств, где, успешно выдержав экзамены, был принят на учебу в мастерские академика архитектуры Бенуа (1856—1928). И снова в жизни Алешина появляются заграничные путешествия. На сей раз в Грецию, Италию, Францию, Англию и Турцию. До этого времени им было запроектировано и под его же надзором построено много ярких сооружений: здание Торгово-промышленного общества в Петербурге, Клуб служащих этого же общества, жилые дома в Киеве (по нынешним улицам Гончара, Богомольца, Шелковичной). Выполнено также немало заказных и конкурсных проектов административных зданий и учебных учреждений, среди которых проекты здания Киевского губернского земства, театра на 750 мест и зал съездов Киевского купеческого собрания.

Параллельно с обучением в Петербурге архитектор продолжал строительную практику. Так, в 1914 году Федот Алешин возвел по проекту сына семиэтажный жилой дом в стиле "украинского необарокко" на Софийской площади. К сожалению, это оригинальное сооружение разрушено во время Великой Отечественной войны.

В 1917 году Алешин оканчивает академию с присвоением ему звания художника-архитектора. Завершение учебы совпадает по времени с его большой работой совместно с харьковским профессором Дубеллиром — проектированием и строительством города Мурманска и курорта-сада "Камперия-Сарыч" вблизи Ласпи в Крыму (с участием архитектора Яковлева).

В 1918—1920 годах Алешин занимал должность главного архитектора Киева, в 1922—1924 годах служил губернским архитектором, являлся членом Губгосплана, начальником отдела в Комитете государственных сооружений, профессором Киевского политехнического института. В этот период он проектирует серию зданий трудовых школ, Мироновскую селекционную станцию, жилые дома и общежитие для Сахартреста и многое другое, пытаясь воплотить в архитектурных сооружениях стиль "украинского необарокко".

Особенно большое участие принял Павел Алешин в подготовке архитектурных кадров. С 1923-го по 1930 год он являлся профессором Архитектурного института, где много работал в персональной творческой мастерской и проектировал здания домов отдыха в Грозном, Геленджике и Ростове-на-Дону, достраивал здания Дворца труда и Академии наук в Киеве, соорудил здесь же весьма примечательный и незаурядный дом для врачей. Алешин привлекал в качестве помощников своих учеников, передавая на практике накопленный им опыт. В то же время он вместе со своими учениками успешно выступил на конкурсах по проектированию больших зданий: Дворца труда в Ростове, Дворца правительства в Харькове, железнодорожного вокзала в Киеве (вместе с профессором Вербицким).

Событием в архитектурной жизни Украины конца 1920-х годов, охваченной конструктивизмом, стала работа Алешина над проектированием и реализацией проекта соцгородка Харьковского тракторного завода (проект осуществлен в 1930-е годы).

К 1927—1930 годам относится величайший архитектурный объект Павла Алешина постреволюционной поры — жилой дом кооператива "Советский врач" по улице Большая Житомирская, 17. Он стал символом добротного отечественного конструктивизма, во всей полноте отразив утонченный вкус зодчего. По качеству архитектуры здание — одно из лучших в городе, возведенных в довоенное время. Впервые в Киеве на железобетонной крыше жилого дома был оборудован солярий. В здании эффект живописности был достигнут дугою фасада, ритмично разделенной треугольными в плане эркерами, мягко закругленными боковыми ризалитами и традиционным для Киева использованием декоративных качеств местного красного и желтого кирпича. В этом доме автор и получил квартиру, которую оборудовал, продумав и приспособив для собственных нужд каждый уголок, каждый элемент оформления — от прихожей до огромного обеденного стола и набора посуды. С особой любовью Алешин оформил камин, который был облицован его любимой майоликой. К сожалению, не удалось создать в квартире мемориальный музей выдающегося архитектора современности… Но дом и квартира существуют по сей день.

До 1941 года деятельность Павла Федотовича Алешина в основном была связана с Киевом, где он работал главным архитектором Академии наук УССР по реконструкции и размещению научно-исследовательских институтов физики, ботаники и сооружению жилых домов (Лютеранская, 28; Рейтарская, 11 и других), являлся руководителем архитектурной мастерской горсовета (в 1934—1935 годах), принимал участие в конкурсе проектов правительственных зданий в Киеве (в 1935 году). Он занимал должность профессора и руководителя кафедры в Минском политехническом институте (1937—1938 годах). Одновременно с проектной и творческой деятельностью Алешин оказывал большую помощь строительству как консультант, эксперт и руководитель многих проектов. В Союзе архитекторов он читал лекции и консультировал коллег по вопросам повышения квалификации.

В 1940—1941 годах Алешин сделал интересные проектные предложения относительно жилых домов для Губосдора НКВД и Наркомстроя — с учетом выполнения фасадов из кирпича, керамики и натурального камня, с использованием местных строительных материалов и применением скоростных методов строительства.

Работа Павла Алешина в послевоенные годы в основном была связана с деятельностью Академии архитектуры УССР. В 1945 году зодчий вошел в первый состав действительных членов Академии архитектуры УССР, с 1945-го по 1950 годы являлся вице-президентом Академии. В 1946 году прославленному зодчему присвоили ученую степень и звание доктора архитектуры (без защиты диссертации). С 1944 года Алешин — руководитель персональной творческой мастерской.

Тогда же мастер получил ответственные правительственные заказы на разработку проектов восстановления и реконструкции Киевского университета и Мариинского дворца. В процессе восстановления зданий он провел большую научную работу по исследованию этих памятников архитектуры и сумел, не изменяя структуры зданий, приспособить их к новым требованиям. Так, в университете он решил сложную задачу устройства гардеробов для студентов, а в Мариинском дворце — устроил дополнительные входы и холлы разного назначения.

К 1945 году относится конкурсный проект по застройке Крещатика, за который Алешин был отмечен второй премией. В 1952 году он создал проект станции метро "Киевская-Кольцевая" в Москве.

В последние годы жизни архитектор руководил аспирантскими работами, редактировал книги по архитектуре и строительству. С 1958 года Алешин являлся почетным членом Академии строительства и архитектуры УССР.

Павел Федотович скончался 7 октября 1961 года и был похоронен на Лукьяновском кладбище. На его могиле сооружен памятник (скульптор Коцюбинский, архитектор Игнащенко), а на здании по улице Большая Житомирская, 17 установлена мемориальная доска.

Павел Алешин — удивительно киевский архитектор. Владимир Шульгин в своих "Письмах к русским эмигрантам" писал: "Алешин видел будущий Киев преображенным. Он говорил, что Киев может и должен иметь свой собственный стиль, архитектуру, связанную с минувшим, но примененную к настоящему. Ему казалось, что за основу надо взять стиль исторических памятников Киева. Труднее всего стилизовать жилые многоэтажные дома. Но это возможно. В своем общем ансамбле Киев должен стать белостенным с золотом. Немножко золота в узорах, хорошо выработанных историей, узорах, наложенных на простые гладкие белые стены. На этом фоне киевские темнолистые тополя будут трогательны. Так мечтал Алешин".

Автор выражает благодарность Оксане Алешиной за материал, переданныйв Музей истории города Киева.

источник: "Киевский ТелеграфЪ"

оригинальная публикация: http://www.versii.com/telegraf/mater...5491&nomer=302
Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Великий Бредбери ушел mob15a Литературный форум 11 28.06.2012 22:57
Гурвиц- великий пурец? Феламеев Политика Украины 34 28.11.2010 13:28
Наш Великий Українець ! sindikat777 Политика Украины 4 20.11.2007 19:34


Часовой пояс GMT +3, время: 20:56.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2020