Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Раз в крещенский вечерок...

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 21:05   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 43
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Раз в крещенский вечерок...

Раз в крещенский вечерок...


Александр АНИСИМОВ

Праздник Богоявления Господня и Крещения Господня (в народной традиции бытуют еще его названия Водосвятие и Водхреще, от обряда Освящения воды в этот день) — кульминационный в череде многочисленных святочных дней. Не случайно на протяжении столетий он был в числе самых почитаемых у христиан. По торжественности обряда Крещение и чин Великого освящения воды — одни из самых красивых праздников.

В полночь перед Водосвятием, согласно народным поверьям, вода в реках и озерах "волнуется". В старину наиболее отважные и любопытные ходили темной ночью к реке или озеру, чтобы понаблюдать за этим явлением, но водоемы в те времена были покрыты толстым слоем льда. Так что узнать, что к чему, не представлялось возможным.

Однако в ночь перед Водосвятием вода, по мнению тех же крестьян, обладала очень целебными свойствами. Поэтому, не дожидаясь церковного обряда окунания в воду креста, наиболее нетерпеливые и отчаянные предки наши таки набирали воду из приготовленной для Водосвятия проруби. Такие "знахари" прятали ее за иконами и применяли в случае ранений или излечивали тяжелые недуги...

Кроме того, считается, что в ночь на 19 января открывается небо, и все молитвы, просьбы, желания там, наверху, будут услышаны и, надо надеяться, исполнены. Как не поверить в такую возможность и не загадать заветного желания "самой синей полночью"!? В Крещенский сочельник исполняли не только ритуалы и обрядовые действа, это был день строгого поста. Хозяйки готовили сочиво — постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, кутью из риса, изюма, меда, запивали все это компотом, чаем. За этой ночью, разумеется, следовало утро и наступал торжественный день...

Крещение Христово (Богоявление) — великое таинство, не случайно оно в числе важнейших двунадесятых праздников. В этот день (19 января по новому стилю) верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи.

Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. "И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", — говорится в Евангелии от Марка. Таким образом миру была явлена Пресвятая Троица: Бог Сын, Бог Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог Отец, свидетельствовавший о Христе с небес.

В литературе сохранились многие подробности того, как праздновали этот день миряне.

У выдающегося украинского этнографа Олексы Воропая можно прочесть следующее: "Еще за неделю до Водосвятия когда-то группа молодежи, а позднее и отдельные хозяева — "специалисты" делали на реке прорубь, выпиливали изо льда большой крест, ставили его вблизи проруби и обливали свекольным квасом, чтобы был красным. У креста строили — также изо льда — престол. Все это оформляли аркой из еловых или сосновых ветвей — "Царские врата".

Утром этого дня в храмах проходят торжественные службы. По их окончании весь народ направляется в процессии на реку к кресту. Впереди несут деревянный церковный крест и хоругви, хор поет "Глас Господень...", за хором идет священник, приложив золотой крест к челу, за священником — прихожане. К реке на Водосвятие движутся все: старики, молодежь, детвора. Каждый несет с собой бутылку или кувшин, а то и ведро... Парни несут голубей, охотники — заряженные ружья.

На реке у креста вся процессия располагается на льду, образуя живописный красочный круг, который виден издалека на фоне ослепительно белого снежного покрывала... После недолгой службы (оно и понятно — мороз-то крепкий) священник окунает в прорубь крест, а в это время хор запевает: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...". В свою очередь в это же мгновение охотники палят из ружей, а парни-парубки выпускают из рук голубей, которые тучей взлетают над "Иорданью".

Предки считали, что в тот момент, когда священник опускал в воду крест, все черти и прочая нечистая сила выпрыгивали на берег и оставались на земле до той поры, пока какая-нибудь женщина не шла к реке стирать белье. Когда грязное белье опускается в воду, вместе с ним туда же ныряют и все черти, которые мерзли до того на земле. Поэтому набожные бабушки не разрешали своим невесткам стирать белье в продолжение целой недели после Водосвятия — "щоб більше вигибло нечистої сили від водосвятських морозів".

После освящения воды люди подходят к проруби и набирают в свои посудины воду. Те, кто приехал на "Иордань" лошадьми — верхом ли, на санях ли, — набирают ведрами из проруби воду и поят своих лошадей, "щоб хвороби не боялися та міцніші були".

После Водосвятия люди расходятся по домам.

Благочестивые киевляне по старой традиции не приступали в этот день к трапезе, доколе не выпивали глоток-другой "освяченої водиці".

В Киеве — городе богомольном и набожном, а также в прошлом и "вольном", то есть таком, где существовали привилегии, обеспечиваемые Магдебургским правом, в этот день устраивалась величественная церковно-светская церемония. О том, как она происходила, нам оставил собственные воспоминания крупный историк XIX столетия Николай Закревский: "По окончании литургии (в подольской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Пирогощей. — Авт.), если хорошая погода благоприятствует, духовенство в облачении с крестами и хоругвями идет к фонтану Самсоновскому и святит в нем воду; при пении многолетия с шумом взлетает трехфунтовая ракета и, лопаясь в высоте, подает знак: начинают все колокола звонить, раздается звук труб, ударят в литавры, загремит музыка, и конница, по слову предводителя, начинает маршировать вокруг Гостиного двора до Контрактового дома и на левой стороне от входа останавливается, вслед за нею идет пехота и вытягивается по правой стороне вдоль Братского монастыря".

Как видим, главные события этого дня в старину проходили в Киево-Подоле, в ремесленной среде, с участием городского (весьма "потешного") войска и духовенства. Оно и понятно. В 1860-е годы практически весь Киево-Печерск еще оставался городом-крепостью с вкраплением нескольких десятков аристократических особняков; нового строения и вовсе не существовало, а Старый город представлял скорее эдакий "музей древностей" с руинами Золотых ворот и Ирининского монастыря...

Впрочем, крестные ходы в этот день шли не только к фонтану "Самсон", но и на то место, где Равноапостольный князь Владимир крестил своих сыновей, то есть к Крещатицкому источнику. Так, устраивался крестный ход от Святой Софии к часовне на набережной (к колонне Магдебургского права), крестный ход совершался и в Лавре — от собора Успения Пресвятой Богородицы до колодцев преподобных Антония и Феодосия в нижней части монастыря. Этот ритуал сохраняется и в наши дни, причем порою число участников шествия достигает нескольких сотен мирян в сопровождении многочисленного духовенства.

Возвратившись с церемонии Водосвятия, патриархальные киевляне совершали еще один немаловажный домашний обряд. Пока мать или старшая дочь подает на стол праздничный обед, отец достает из-за иконы Божией Матери (а в каждом доме была такая икона) пучок засушенных васильков, окунает его в освященную воду и окропляет все в доме и хозяйстве; затем берет мел и наносит им крестики на иконах, потолке, дверях... Справившись с этим, отец усаживается за стол, а следом и вся семья.

После обеда девушки бегут к реке умываться в "иорданской воде, чтобы лица розовыми были".

"В Надднепрянской Украине, — писал Олекса Воропай, — существовало когда-то множество верований и примет, связанных с "Иорданью". Так, когда процессия шла на речку, "знающие" люди присматривались: если перед хоругвями пролетят воробьи — несчастливый год для детей, грачи — для молодых людей, а если гуси пролетят, то старики в этом году будут очень болеть, а то и, не дай Бог, умирать".

Если в день Крещения Господня было ясно и солнечно, ожидали чистое зерно, если же хмуро, пасмурно, знали наверняка, что в хлебе (зерне) будет много "сажки" (золы).

Пепел по окончании Рождественских святок нельзя было хранить в доме, чтобы, по примете, не вызвать пожар, а посему его выносили не только из дома, но и из усадьбы. Вечером на Водосвятие его несли на реку и высыпали на лед.

Жители Слобожанщины верили, как писал Воропай, что: "В день Водохрещ буває така хвилина, коли вода перетворюється на вино. Розповідають: один купець їхав з ярмарку і заїхав на річку коні напувати; але замість води він знайшов вино. Тоді купець напився, забрав з собою в посудину і поїхав. Не від'їхав він і однієї верстви, як захотілося йому знову напитися вина; але не довелось, бо в посудині була вже вода: вино знову перетворилось на воду".

Вот еще несколько народных обычаев и примет, которые помогут нам воссоздать как можно полнее, народную (не сугубо церковную) сторону праздника. "На колишній Гетьманщині, — пишет Воропай, — парубоцтво мало такий звичай: по обіді на Водохреща сходилися на льоду хлопці з двох сусідніх сіл або двох "кутків" того самого села і билися навкулачки — хто кого переможе! Переможці забирали собі "орден" — хрест, вирубаний на льоду.

На Полтавщині був колись звичай: на Водохреща вчити коней і молодих волів. Молодими кіньми їздили доти, доки вони не вкривалися потом, а спітнілих кропили "йорданською" водою — "щоб здорові і слухняні були".

Как видим, праздник Крещения Господнего и Богоявления — сугубо религиозный, а не позаимствованный у язычников, как некоторые другие, приспособленные для церковных нужд (например, Масленица), хотя без "нечистой силы" и грубого язычества не обходилось, увы, и в этот светлый и радостный для каждого верующего мирянина день...

Историк Михаил Забылин сообщал еще в 1880 году следующее: "Гадание, о котором сейчас упомянем, весьма неприличное и противоречит духу христианской религии... В то время когда все уйдут или уедут на водосвятие в день Богоявления Господня, девушка берет веник или лопату и начинает мести комнату; каждый раз, взмахнув направо, она произносит молитву, взмахнув налево, при каждом разе поминает ругательство с именем нечистой силы. После чего делает черту углем посредине пола и становится направо, то есть на место, отметенное с молитвою. Это метение происходит во время погружения креста на Иордане. Неправда ли, какой греховный предрассудок?

Став на место, девушка произносит следующее: "Суженый-ряженый! Явись передо мной, как лист перед травой".

Предание говорит, что будто некоторым черт являлся в виде будущего жениха, лицом к лицу, в 12 часов дня, и останавливался на той стороне, которая была заметена с призыванием его имени".

Праздник Крещения, по сути, завершал цикл Святок. Уже через день-другой начиналась будничная жизнь с ее повседневными заботами о хлебе насущном. Кстати, только после Водосвятия и первых символических выстрелов у проруби разрешалось выходить на охоту в лес. Если же безоружному встречался волк, ему, дабы напугать зверя, следовало немедля и без страха произнести как можно громче: "Де ти, вовче, був тоді, як Ісуса Христа на Йордані хрестили?". Сказывают, что после такой тирады серый волк немедленно удирал и больше никому на глаза не показывался.

К слову, весь период Святок — от Рождества Христова до Богоявления — женщинам нельзя было ходить за водой, ибо это считалось большим грехом. Эту работу выполняли за них неженатые юноши. В знак благодарности "молодиці" выставляли им магарыч за то, что "воду носили исправно".

Уже со следующего дня — Иоанна Крестителя (20 января) — женщины доставали припрятанные еще с Рождества починки, хотя в тот день еще не приступали к работе, а только осматривали их. Прятали же для того, чтобы "лихий ниток не плутав".

На "Ивана" молодухи направлялись в ближайший шинок, где сходились либо "по родству", либо "по кутку". Здесь они пили горилку, пели свадебные песни и приговаривали: "Тільки й притики, що починки превеликі". Это, очевидно, означало, что следует браться за работу, время веселья миновало. От Рождества до Ивана (Иоанна Крестителя) посещать шинок считалось грешным делом, поскольку вода еще не была освященной. Их мужья в тот же день, "на Ивана", собирались по такому же принципу в одной из хат и проделывали тот же фокус: пили "оковытую" и размышляли над тем, что нужно приступать к работе и следует уже решить, с чего начинать.

источник: "Киевский Телеграф"

оригинальная публикация:

http://www.versii.com/telegraf/print.php?id=7090

фотоматериалы: www.oldkiev.info




Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.


Часовой пояс GMT +3, время: 21:49.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021