Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Потому что Новый год постучался у ворот!

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 21:06   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 42
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Потому что Новый год постучался у ворот!

Потому что Новый год постучался у ворот!


Александр АНИСИМОВ Привычные для нас наряженные лесные красавицы на засне женных городских площадях, апельсины, мандарины, традиционное шампанское на праздничных столах... Веселье, порой безудержное, шумные фейерверки — все это непременная атрибутика встречи Нового года. И кажется нам, что так было всегда. Ан нет...

Еще в 1492 году великий князь Иоанн Васильевич законодательно закрепил решение Московского церковного собора считать началом как христианского, так и гражданского года 1 сентября. В этот день начинался сбор дани, пошлин, различных оброков и т. д. При этом праздника как такового рядовое гражданское общество не отмечало, зато свято чтило события церковной жизни и бесспорно признавало церковное новолетие (индикт), которое приходилось на этот день. Для придания наибольшей торжественности этому дню, а также, чтобы подчеркнуть нераздельность светской и церковной жизни, государь еще в канун индикта появлялся в Кремле, где каждый простолюдин или знатный боярин мог подойти и обратиться к нему непосредственно, ища правды, защиты и милости…

Первообразом церковно-гражданской церемонии, которая проходила на Руси во время встречи сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное императором Константином Великим. Событие это проводилось согласно выработанному за многие десятилетия протоколу. Почти четыре века назад, в 1636 году от Рождества Христова, на Царском дворцовом дворе в Москве собрались до двадцати тысяч человек. Далее, как сообщал в своих хрониках один очевидец иностранного происхождения, "из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (Успенский собор Кремля. — Авт.), вышел патриарх со своим духовенством, состоящим из 400 священников. Все они в церковном облачении, с множеством образов и развернутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, с государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади...

Великий князь с непокрытой головою и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также великому князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий князь, всея Руси Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бобры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки".

Приведенные выше сведения — одни из немногих дошедших до нашего времени, в которых сообщается со всеми подробностями о государственной церемонии встречи Нового года в допетровские времена.

Гораздо больше известно нам о сценарии и механизме празднования Нового года, введенного Петром Великим — самодержцем и, позднее, "аньпиратором" Российской империи.

В начале своего царствования государь Петр Алексеевич являлся в Успенский собор Кремля в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и супруги Евдокии, облаченный уже "на немецкий лад", как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны. Он самолично поздравлял своих подданных с наступлением Нового года. Гвардия его (солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков) была обряжена в синие мундиры с красными обшлагами и обута в высокие ботфорты.

"Лутшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" Петр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и сам способ празднования Нового года. В первый год наступившего XVIII столетия он уже повелел вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив прежнее — от "дня Сотворения Мира", и установил праздновать Новый год по обычаям, заимствованным из Голландии и других стран Европы.

В оправдание своих начинаний царь приводил простые и очевидные доводы, что "не токмо во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей Церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т. е. казаки. — Авт.), и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова, в восьмой день спустя, т. е. генваря 1 числа, а не от Сотворения Мира, за многую рознь счисления в тех летах".

Знаменитый сподвижник царствования великого государя Феофан Прокопович (ревностный хранитель Православия и деятель, неразрывно связанный с украинской историей) для объяснения такой "новогодней" перемены вопрошал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? Праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?".

В продолжение сказанного, опираясь на свой огромный ученый авторитет, проповедник разъяснял: "От начала Христовой Церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от Сотворения Мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных им. — Авт.) римских консулов означали время. Только в шестом веке в Римской Церкви начали означать время от Рождества Христова, а в Греческой — за полторы тысячи лет не означивано и только недавно означати стали, и то еще не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силен же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав (указ. — Авт.) монарший".

Болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старой закалки такая перемена, но дело ограничилось только одним глухим ропотом невежественных людей, и, что удивительно, привилось нововведение без всяких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызывая лишь время от времени бранные писания "ревнителей древляго благочестия".

Проведение в жизнь этой реформы Петра Великого, имевшей столь важное значение для "всего крещеного мира", началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, которое становилось лишь очередным началом месяца и только. А 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул к Лобному месту на Красную площадь послушать царского глашатая. Здесь устроен был высокий помост, находясь на котором царский дьяк громко сообщил, что великий государь Петр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". В знак того доброго начинания и нового столетнего века "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" также повелено было: "По большим проезжим улицам и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 года (7208-го от Сотворения мира. — Авт.). А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигати из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшися по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столпиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же".

Сам Петр Алексеевич, положив начало фейерверку, запустил первую "шутиху", которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу о наступлении Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей столице государства Российского... В последующие годы фейерверки в державе "на кшталт немецких" прижились во всех крупных городах "от Москвы до самых до окраин". По обыкновению ими заправляли специальные воинские команды, квартировавшие в городах круглый год, а руководили запуском военные губернаторы и их непосредственные подчиненные. Сохранявшие традиционную обрядность и самобытность украинцы, отягощенные еще и тем, что жили в весьма провинциальном мире, шли к соблюдению новой традиции дольше, чем жители других частей империи. Ощущалась такая патриархальность даже в столице огромного Юго-Западного края, "матери городов русских".

Вот что сообщает историк Анатолий Макаров: "По новому европейскому обряду (с елкой, поздравлениями и подарками) Новый год в Киеве в начале XIX века встречали лишь иностранцы и приезжие чиновники, познакомившиеся с веселыми "немецкими нравами" в Петербурге… Очевидно, "немецкие елки" начали распространяться по Киеву в конце 1840-х годов и к середине 1850-х стали уже заметным явлением в городском быту: "Для детей мало-мальски достаточные родители делали елку, украшая ее лентами и золочеными орехами, конфектами и игрушками". Подарки покупались в основном в иностранных магазинах: "Мы даже слышали, — писала газета "Киевские губернские ведомости", — что у знаменитого нашего кондитера Розминтальского едва хватило лакомства для детских елок, а Кордес, выписавший игрушки из Петербурга, продал их почти без остатка в два-три дня".

Рассылка открыток с поздравлениями и пожеланиями счастья в Новом году — обычай сравнительно новый, который прижился на украинских землях лишь с 1880-х годов, хотя в Европе и США был установлен на несколько десятилетий ранее. В 1843 году англичанин Джон Хорсли нарисовал первую открыточную миниатюру с изображением детишек и взрослых, которые приветствовали Рождество. Открытку украшала надпись: "Счастливого Рождества и счастья в Новом году!". Идея понравилась. Первые открытки украшали рамками, вешали на стены, как картины. Вначале такие праздничные миниатюры создавались лишь в одном экземпляре, что немедленно делало их художественными раритетами.

Но, как это часто бывает с другими случайными открытиями, которые не имели изначально прикладного значения в массовом масштабе, дельцы быстро сообразили, что скромные кусочки картона могут стать "золотыми". Через пару лет миниатюры начали тиражировать и выгодно продавать. Особым спросом пользовались сюжеты, созданные известными художниками. Сначала в канун Нового года, а затем и по случаю других церковных праздников (преимущественно к Пасхе) в магазинах и почтовых конторах открытки стали появляться в большом количестве. Они пользуются популярностью по сей день. Так что честь и хвала господину Хорсли и многая лета его детищу! Итак, Новый год сохранился почти в том виде, в каком введен был царем-реформатором. С ним удачно сочетались, сроднились и срослись Рождественский пост, Святочная неделя и Рождество Христово. Впоследствии, изымая из обихода советско-атеистического гражданина церковную атрибутику, советская власть оставила Новый год как праздник вполне безобидный и безвредный в идеологическом отношении. Однако о происхождении его, отягощенном церковной историей, предпочитала не вспоминать, потому и казался он таким таинственным и притягательно-древним. Добавлю, что, лишенный мощной идеологической подоплеки (в отличие от таких праздников, как пролетарский Первомай, годовщины Октября и т. п.), Новый год праздновался народом не по указанию партии и правительства, а по доброй воле, о чем хорошо помнят люди старшего поколения.

Новый год связан для многих с надеждой на то, что "все плохое останется в уходящем году", что наступят лучшие времена. И это справедливо, ибо все мы мечтаем жить безгорестно. О вечной борьбе добра со злом повествует старинная легенда. "Там, где кончается Русская земля, за тихой широкой рекой есть глубокая пещера. В ней живет Змий — громадное, мерзкое чешуйчатое чудовище с маленькими горящими глазками. В тех краях солнце закатывается, огромное и багровое. И каждый вечер Змий пожирает его, чтобы набраться его огненной силы.

Давным-давно Змий мощным своим хвостом очертил границы Русской земли, сделал ее своей вотчиной. А за поля, пастбища и реки назначил выкуп. С тех пор каждый год накануне праздника Крещения Змий тяжко, разлаписто выбирается из своего логова и летит высматривать себе жертву — самую красивую девушку.

Высмотрев жертву по вкусу, Змий опускается в горницу через трубу и предстает перед девушкой стройным парнем в красном кафтане. Стоит ей только взглянуть на него, как делается она сама не своя, сохнет и чахнет, и не отмолить ее, не отчитать заговорами. Змий же, оплетя свою добычу хвостом, уносит ее в пещеру.

Много веков на гербе княжества Московского бьется с чудовищем всадник. Уже разрубленная, мерзкая тварь поднимает голову, силясь опалить конного всадника огнем.

Да и можно ли надеяться, что кто-то спасет нас от зла и напастей? Куда вернее самим обмыть притолоки, посыпать на печную заслонку крещенского снега, чтобы в дом не проник Змий, или испечь обрядовые пряники, называемые "баранки", "рожки", "рогачи", чтобы был приплодным и урожайным наступивший Новый год. Или собраться на Святки в тесный круг и защитить от враждебного мира и слабо пульсирующий огонек свечи, и тепло, и жизнь…" Счастливого Нового года!

источник: "Киевский Телеграф"

оригинальная публикация:

http://www.versii.com/telegraf/mater...6755&nomer=346

фотоматериалы: www.oldkiev.info




Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ограничат движение на мосту метро mob15a Киевский транспорт 0 23.04.2014 18:32
Святогорск, скрипачка на мосту, видео SuperMega Теревені 4 15.09.2012 23:34
Я (-не)верю в Бога потому что... - 1 Alex LM Религия 59 21.01.2012 03:12
Промисловий Київ 20 років потому Киянин История города 0 15.08.2011 16:11
Потому что на 10 девченок zabava Мен & Вумен 10 04.08.2007 09:55


Часовой пояс GMT +3, время: 06:08.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021