Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Як тебе не любити, Києве мій... > Справочная Киева > История города

Женщины в шароварах и мужчины без оных.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 25.06.2007, 21:13   #1
Новичок
 Аватар для Киевлянин
IP:
Сообщений: 321
"Спасибок": 43
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Женщины в шароварах и мужчины без оных.

Женщины в шароварах и мужчины без оных.


Женщины в шароварах и мужчины без оных.

Современным модельерам и поклонникам экстравагантной моды адресуются следующие заметки. Если детально вспомнить историю Киева, то на его жителей, жившим, по мнению Михаила Булгакова, скучно и однообразно, "залп Авроры" произвел меньше впечатлений, чем появление представительниц прекрасного пола в шароварах. Нравственные устои киевских обывателей были полностью нарушены, единичное посягательство женщин на честь и достоинство мужчин, утвержденное в традиционных штанах, привели их в ужас, трепет и "скрежет зубовный". По восприятию на жизнь города, с этим могло сравниться, ну разве что, татаро-монгольское нашествие в 1240 году.

Если мужская мода находилась под влиянием Лондона и Вены, то женская полностью зависела от Парижа и только немного от Варшавы. Аристократки и дамы из буржуазных семей, в основном сахарозаводчиков, шили наряды либо за границей, находясь там, в очередных развлекательных поездках, либо у иностранных портных на Крещатике. В их мастерских в рамках под стеклом висели дипломы об окончании портновских академий. Предприятия носили броские названия, в которых присутствовали европейские столицы - типа "Венский шик" или "Парижский модельер". Закройщики меняли фамилии, согласно направлению своей деятельности - какой-то Фима Шнаерзон из Казатина становился Филипп де Шатуар, некий Мыкола Покотыло из Мотовиловки - мсье Паризьеном. Основную массу костюмов в Киеве портные-кустари шили по модным журналам, издаваемых в Париже или Вене. Магазины дамских нарядов в Киеве были представлены - Мадам Батайль (Меренговская 10), Вероника (Алексеевская 30), "Гранд Шик" (Фундуклеевская 26), Мадмуазель Дора (Николаевская 12), Мадмуазель Де-Дод (Мало-Подвальная 1), Жердер (Александровская 44), Мадам Жозефина (Крещатик 7), Мадам Ольга (Театральная 10), "Салон" (Пушкинская 12), Цукерман (Крещатик 50) и многими другими подобными. Расшифровки нынешних названий улиц мы не даем, что бы наивные читательницы, не бросились искать эти магазины. Нет их там. Рассеялись они без следа в "вихрях враждебных" революции и гражданской войны, вынырнув на короткое время НЕП,а. Теперь на этих местах другие магазины и представительства, хотя по сути ничего не изменилось.

А почитаем рекламу: "Дамский конфексион Р.Я. Голуба. Киев, Лютеранская № 1, Бель-этаж, против офицерско-экономического общества. Постоянно в большом выборе дамские верхние вещи: костюмы, пальто, манто, саки и прочее, изящно выполненные по последним моделям Парижа и Вены. Для приема заказов имеется большой ассортимент материалов лучших английских и русских фабрик. Также принимаются покрышки переделки меховых, котиковых и каракулевых вещей. Исполнение добросовестное, аккуратное и в срок. Для гг. приезжих заказы выполняются в 24 ч.". Или "Разрешенная правительством школа кроя и шитья дамских и детских нарядов А.С.Ромишевской. По самой лучшей и усовершенствованной Парижской методе. Успех гарантирую. По окончании даю аттестаты". А как пройти мимо таких объявлений: "Дамский портной А.Г.Мурашов. Бывший главный закройщик Бешов-Давид и К* Париж и М. Мандль. Михайловская № 16, бель-этаж близ думы, кв. 1. Прием заказов из собственного материала и из материала гг. заказчиц. Заказы исполняются под личным наблюдением". Но возможны были и другие школы, странно, ну, например Харьковская: "Дамский портной Х.Г.Кац, бывший Харьковский закройщик. Киев, Андреевский спуск № 2. Прием всевозможных заказов дамских верхних платьев из своего и Г.г. заказчиц материала. Допускается рассрочка платежа. Заказы исполняются по последним моделям Берлина и Парижа".

В Париж женские шаровары пришли с Арабского Востока, где необходимым элементом костюма были штаны, в первую очередь шаровары. Они имели ромбовидные или трапециевидную форму вставки между ними. Особенно широкие были шаровары персидского типа, которые спадали многочисленными вертикальными складками. Длина их была и до ступней, даже длиннее ноги, но это для особых модниц, которые дальше женской части восточного жилища, никуда не выходили. Трудно представить их идущими по пыли, за водой или на базар.

По существующей легенде, шаровары принесла в Париж Мата Хари - танцовщица псевдоиндийского происхождения. Мало кто знает, что её первые выступления в парижском музее восточных верований - Гиме, организовывал наш земляк Виктор Голубев. Да, да, именно тот, который владел лучшим отелем в Киеве -"Пале рояль" и тот, который построил в Пархомовке у Белой Церкви громадный храм, украшенный мозаиками Н.К.Рериха.

Привезенная киевлянином в Париж, Мата Хари танцевала в специальных, исключительно для танцовщиц шароварах. Они подвязывались не только внизу, а и выше, например, под коленами, создавая перехваты и небольшие напуски с удлиненными разрезами. Шаровары шили с разнообразнейших тканей, в первую очередь легких и ярких окрасок. У танцовщиц и парижских модниц ткани выбирались, как можно прозрачнее. Но по законам распространения моды, - чем дальше она от Законодательницы мод - Парижа, тем более уродливые формы принимает. Поэтому в Киеве ткань становилась еще прозрачнее, что и приводила в неописуемый ужас обывателей.

Гласный киевской думы Филипп Норбертович Ясногурский, личность по нашему мнению препротивнейшая, в 1911 году напечатал свой дневник "на правах рукописи для собственного чтения". Художественного значения сей опус, как и другие "творения" (в частности "О чем говорят в Киеве лошади и собаки") сего борзописца не имеют. Интерес они представляют, в первую очередь, с точки зрения психиатра, а так же, что бы понять суть вечно живого костного мещанства и умственной ограниченности.

Нет смысла пересказывать галиматью на многих страницах сего "дневника", где все беды, современные и грядущие, Киева от евреев, шаровар и … Шевченко. Да, да именно, Тараса Григорьевича, который, по мнению Ясногурского, виновен в появлении "малороссийского сепаратизма". Остановимся только на борьбе его с нововведениями женской моды. Он выступал публично и на страницах газет, против смелых вырезов на груди - это "разврат и падение нравственности". Против шиньонов и париков - они мол-де "с добавлениями лошадиных грив и хвостов, а чаще войлока и волос отрезанных у мертвых женщин. Предметы эти острого запаха изобилуют паразитами и вредны". Возмущение его вызывали большие и оригинальные дамские шляпки, особенно с острыми шпильками, которые приносят "мужчинам страдания сопряженные иногда с опасностью жизни. Были случаи, что этими шпильками выкалывались глаза и уродовались мужские физиономии. Был скандал, когда дама в модной шляпке повредила глаз одному студенту, который под впечатлением боли вышвырнул преступницу из трамвая. Словом многими несчастиями чревата эта пикантная женская мода телесных и головных уборов ради пустого переменчивого наслаждения, а вернее для увлечения мужчин". Приводим цитаты с Ясногурского согласно оригиналу, который запятые употреблял только в особых, ему только понятных, случаях.

Но особое негодование вызывало у этого защитника интересов лукьяновских обывателей, а он баллотировался по этому территориальному избирательному участку, "гаремная мода", так он охарактеризовал шаровары. Ясногурский на многих страницах описывает "какие ужасы от такого поведения ожидаются в недалеком будущем", от "переделки прелестного женского образа в грубый мужской вид".

Ясногурский, корни этого надругательства над мужским достоинством, видит не только в распущенности, но и в тлетворном влиянии Востока. И это редкий случай в истории, когда виновен не Запад. Используя свои познания в прошлом, лукьяновский обыватель замечает, что "в прежнее время, так и теперь, в азиатских странах ощущался недостаток в девочках и женщинах, поэтому туземцы тех стран употребляли в домашнем быту для своих целей и надобностей мальчиков. Поэтому грубые азиатские нравы не мирились с женственностью, так как нравы там были грубые, лишенные эстетического удовольствия". И, по мнению автора, внедрение турецкой шароварной моды в цивилизованных странах, приведет к беде. Прочитав Ясногурского можно решить, что введение в Киеве этого вида одежды привело к последующим бедствиям, то бишь, революциям и войнам, голодомором и эпидемиям, падениям курса рубля и гривны. Оторвемся на время от Ясногурского и перейдем к скупым, как с театра военных действий, газетным сообщениям о событиях в нашем городе.

Газета "Южная копейка": "В г. Киеве с каждым днем количество историй с дамскими шароварами увеличивается. Крещатик был свидетелем ряда скандалов. Против магазина Альшванга (что на Крещатике 22. В.К.) появились в шароварах 3 дамы, отовсюду по их адресу послышались насмешки, поднялся крик. Толпа через несколько минут увеличилась до тысячи человек и окружила несчастных женщин. С большими усилиями им удалось пробиться в один из ближайших магазинов. Толпа остановилась перед входом в магазин и продолжала кричать. Неизвестно, как долго простояла бы здесь толпа, если бы ее внимания не привлекла новая дама. Она шла под руку с офицером и была не в шароварах, а в модной узкой юбке; не смотря на это их окружили. Пришлось и этим искать спасения в магазине, на этот раз, Ильяша (магазин тканей, на Крещатике 29. В.К.). Здесь дама переменила платье и вышла другим ходом, но ее узнали, и снова посыпались насмешки. Так продолжалось целый вечер. Наряд городовых не смог ничего поделать, пока не были приняты более решительные меры. Задержаны несколько безобразников и констатирован целый ряд карманных краж".

Спустя неделю в газете "Киевская Мысль": "На Бибиковском (бульвар Шевченко В.К.) бульваре между Пироговской и Нестеровской улиц появились две дамы, привлекшие внимание публики странностью своего наряда. При ближайшем рассмотрении это оказалось пресловутыми дамскими шароварами. Через несколько минут вокруг модниц собралась большая толпа, с любопытством рассматривающая их. Послышались неприятные для дам возгласы, и бедным мученицам моды ничего не оставалось, как укрыться в подъезде ближайшего дома".

Вскоре "Киевская мысль": "На Крещатике снова появились "модницы". Против Лютеранской улицы (теперь ул. Энгельса В.К.,Г.К.) около 8 час. вечера толпа окружила их и по примеру прежних дней загнала в ближайший двор. Для удаления толпы был вызван наряд полиции. Через полчаса модницы снова появились, пришлось и на этот раз освобождать их от толпы. В течение вечера было 5 таких случаев, полиции пришлось дежурить на Крещатике до 11 час. ночи".

Газета "Последние новости": "В воскресенье на Крещатике опять были две дамы в шароварах. Публика и пустила в ход всю свою несдержанность. Окружило их начала свистеть, гикать, даже плеваться. Одна из дам, потеряла калошу. Еле успели они спрятаться в подъезде гостиницы. Одна из дам упала в обморок, других хватали за шаровары. Юркий студент успел у одной из них стащить калошу. Пришлось отводить несчастных по домам с городовыми".

Однако нужно снять шляпу пред представительницами прекрасного пола, которые, не смотря на это противодействие, тем не менее, продолжали, и обратите внимание, при полном отсутствии кавалеров и законных супругов, защищать свои права носить все, что им заблагорассудится. Они и расшатали устои самодержавия, так как во время внедрения "шароварной моды" в Киеве было значительно больше волнений толпы и приводов в участок, чем во время революционных событий 1905 года. А по откликам газет, события сравнимы исключительно только с 9 мартом 2001 года, когда протестующих со всей Украины приехало меньше, а шума произведено не больше.

Но потом пришла война, появились женские батальоны, да и то были только цветочки перед "ягодками" в кожаных тужурках, с "пришпиленным наганом", в должности комиссара. А в годы коллективизации, когда страна кинула лозунг: "Девушки за трактор!", то, что кроме штанов, могли одеть трудящиеся женщины, не отстающие ни в чем от мужчин, ни в одной из отраслей народного хозяйства. Вот и остается, тяжело вздыхая, вспомнить последние годы перед революционной эпохой великих преобразований и перестроек.

И напоследок остается еще раз вернуться к произведениям пресловутого лукьяновского купца, но только, на этот раз, поэтическим: "Скорбная песнь Лукьяновских обывателей г. Киева по случаю шароварной моды". Приведу только первый куплет и припев этого мещанского шедевра:

"Видел я в жизни женские моды,

Но шароварных не встречал;

Теперь же в имя этой свободы,

Как я болел, как я страдал. -

Припев: Нашим женам наслаждение,

А нам мужьям разоренье.

Дамы, вдовы и жены,

Пощадите наши панталоны!"

Так в 1911 г. встретили лукьяновские обыватели появления женщин в восточных штанах, на улицах губернского города Киева. А нам мужчинам, остается только преклонить колено пред их мужеством и отчаянной жертвенностью!

Виктор Киркевич

интернет-проект "Вашъ Кіевъ" www.oldkiev.info
Киевлянин вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Интересует опыт с маслом ZIC Human Автомобильный форум 34 28.01.2016 14:59
Опыт работы! kazanova Работа - карьера 76 09.06.2014 16:11
Ко дню влюблённых... кисана Дела форумные 46 16.02.2009 22:52
Фото влюблённых Жемчужинка Клуб фотографов 22 28.11.2008 17:18


Часовой пояс GMT +3, время: 02:45.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021