Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Регистрация Правила Новые сообщения Идея Группы Вопросы Админ. FAQ
КИЕВ КАРТА ПОГОДА ССЫЛКИ ИСТОРИЯ ТУРИСТУ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Вернуться   Киевский форум > Социальный > Образование

Пути развития преподавания с точки зрения соционики

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 19.11.2011, 17:42   #1
Приписанный
 Аватар для Yaaroslav
IP:
Сообщений: 62
"Спасибок": 11
Очки репутации: 1,998
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию Пути развития преподавания с точки зрения соционики

Пути развития преподавания
или
СОЦИОНИЧЕСКАЯ ДИДАКТИКА
Одним из серьезных конкурентов образования среди учащихся являются компьютерные игры. Я сам игрок и имею огромный опыт игр самых разных жанров. В этом опыте я нашел интересную особенность: достижение мастерства в той или иной игре требует знаний и навыков, часто превосходящих даваемых школьными курсами, притом усвоение происходит намного быстрее.
Чем компьютерные игры отличаются от школьных предметов? Они насыщены цветами, анимацией, компьютерной графикой, музыкой, эмоциями, возможностью получить экстремальные ощущения и окунуться в принципиально новый мир, где открываются иные возможности бытия, отличные от привычных.
Предлагаемые методы усовершенствования преподавания нацелены на то, чтобы сделать школьное образование достойным конкурентом компьютерных игр. Компьютерные игры не являются однозначно злом или однозначно добром: это определяется лишь мерой их использования. Просто у учеников должны быть правильно расставлены приоритеты.
Адекватно конкурировать с компьютерными играми школьным программам не так-то просто: при создании компьютерной игры трудились десятки разработчиков принципов, сотни программистов, тысячи лиц вспомогательного персонала. Целью данной лекции является определение приоритетов, руководствуясь которыми, школьный предмет по своей увлекательности будет способен превзойти компьютерные игры.

За основу для разработки путей развития преподавания послужила книга Петербургского соционика В. Миронова «Соционика: семантика информационных аспектов». Информационные аспекты, исследуемые соционикой берут свое начало в фундаментальных категориях информации постижимых человеческим сознанием, таких как: (1)Время, (2)Материя, (3)Пространство, (4)Энергия. В соционике они называются соответственно:
1. Интуиция – т.к. оперирует со ВРЕМЕНЕМ, при чем: в нашем сознание в отличие от реального мира время – многомерно, тогда как в реальном мире: время: одномерно и течет необратимо из прошлого в будущее. Эта особенность формирует вырождение нашего представления о времени в «образы».
2. Мышление или Логика – операции в мыслях, направленные на то чтобы обеспечить себя достаточным количеством МАТЕРИАЛЬНЫХ ресурсов, необходимых для выживания – это квинтэссенция данной формы мышления. Идеалом, к которому стремится любой логик – гарантии вечного наличия всех необходимых для выживания ресурсов.
3. Сенсорика – оперирует с пространством. Название происходит от умения ощущать все, что находится в окружающем ПРОСТРАНСТВЕ, т.к. люди, у которых сильная эта сторона мышления очень хорошо помнят именно то, что доступно органами чувств. Люди с сильной, сенсорикой гораздо лучше оперируют параметрами пространственных объектов по сравнению с окружающими.
4. Эмоции или Этика – сосредоточение на эмоциональных состояниях человека берет свое начало от понятия ЭНЕРГИЯ. Только вдумайтесь в эти понятия: возбужден, отморожен, пылающий, горячий – это самые наглядные примеры энергетической составляющей аспекта эмоций. Название Этика они также получили как своеобразный свод правил осторожного обращения с энергетическими состояниями окружающих людей (да и живых существ вообще!).

У многих людей – я не имею в виду сейчас нынешних преподавателей – даже через много лет после окончания школы часто в памяти сохраняются обрывки неиспользуемых знаний, странным образом врезавшиеся в память так, что и хотел бы забыть – да не получится. Вспомним, к примеру: "биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!". Или яркую историю открытия математического таланта Гаусса (-?), которому пришлось складывать цифры от одного до ста. Причём примеры эти разные у разных людей. Важна ли была та крыса сама по себе и зачем людям знать историю старинного математика? – как знать!..
Для кого-то оказалось важным рифмованное изложение понятия, для кого-то – история, сопровождавшая открытие. А дело всё в том, что каждый человек воспринимает окружающий его мир через призму сильных сторон, или – информационных аспектов – своей психики: сенсорных, эмоциональных, интуитивных, мыслительных. Наша психика воспринимает мир сочетанием каких-либо из упомянутых аспектов и это подобно тому как некоторые животные воспринимают мир по каналам, совершенно недоступным для людей: некоторые твари видят электромагнитные поля (акулы, электрический угорь), или в ультрафиолетовом диапазоне (насекомые), или слышат ультразвук (собаки), а то и видят ультразвуком, как дельфины. При этом одно даётся взамен другого: кошки и собаки хорошо видят в темноте, но практически не различают цветов, а некоторые существа взамен наделённости фантастическим для нас возможностям восприятия практически лишены зрения; и так – во всём. Таким образом, сильные функции являются оборотной стороной функций слабых, а слабые – сильных.
И тот, кто воспринимает мир в основном благодаря информационным аспектам "логика" и "интуиция", маловосприимчив к миру эмоций или сенсорных ощущений; миры этико-интуитивного экстраверта и сенсорно-логического интроверта совершенно различны.
По этому поводу имеет смысл припомнить набравшего популярность за последние время филолога-этимолога, знатока английского языка Марину Орлову, которая выложила на сайте youtube с ником: HotForWords (горячая на слова) свои видео-выступления, посвященные происхождению различных необычных слов английского языка. Индикатором ее успешности является то, что любой выложенный ею видеоролик за год набирает, как правило, порядка миллиона просмотров. Ею выложено около двухсот видео, а общий рейтинг просмотров превысил 200 млн. Ее основные орудия воздействия – красота, эрудиция, умение логично и аргументированно строить мысли, наличие спецэффектов, наглядность преподаваемого предмета, эмоциональное воздействие. В некотором смысле слова она охватила все соционические аспекты, не имея представления о них – тем самым продемонстрировав работоспособность использования теории информационных аспектов.
Сейчас на телевидении появился телесериал "Солдаты", это своего рода политагитка, целью которой является воспитание у зрителей интереса к армейской службе. Если рассмотреть этот проект с точки зрения семантики информационных аспектов, то там также можно найти реализованными их все, причем в относительно равной мере. И качество реализации идеи этого проекта обусловлено именно тем, что в нём использованы в равной мере все информационные аспекты. Любой подобного рода замысел будет успешен, если информационные аспекты будут пропорционально применены; примеры я покажу далее.
Таким образом, насытив содержание любого преподаваемого обычными средствами предмета "зацепками" для представителей той или иной функции восприятия, или, иначе говоря, сделав учебный материал более удобным для восприятия по каждому информационному аспекту, можно добиться а) более успешного – полного и долговечного – восприятия этого учебного материала, б) поставить носителей разных функций восприятия в равные условия – потому что сейчас они в неравном положении. Ну и, кроме того, 3) собственно повысить притягательность, "вкусность" учебного материала для учеников, вкусивших от плода компьютерных игр.

Прочие особенности применения данной системы:
1. От преподавателей не требуется реализация этих направлений. От них требуется только представление об этих информационных аспектах и умение подмечать диспропорции в их применении. Главная идея данной лекции – предложить усовершенствование процесса преподавания самим лицеистам – за вознаграждение в виде оценок, премий, письменных благодарностей, вынесение на доски почета и т.п. Роль преподавателей в этом процессе – просто указать возможные направления улучшения качества дальнейшего преподавания. Более того (это предупреждение ради энергоинформационной безопасности): это нельзя проводить усилием одного человека. Поэтому охватить все информационные аспекты возможно только путем совместных усилий разных людей (!!!).

2. Представленные пути улучшения не претендуют на новизну – каждый из них, скорее всего, был уже применён и описан кем-либо из учителей-новаторов – от Яна Амоса Коменского до Евгения Александровича Васильева – и описан в специальных изданиях; однако большинство из этих путей обусловлены тем же доминирующим в индивидуальной психике автора информационным аспектом, здесь же предлагается интегральный путь. Поэтому предлагаемые пути улучшения показаны только ради формирования целостного представления о применении информационных аспектов в учебном процессе. Главной ценностью данной лекции является презентация самой этой системы классификации категорий информации – самой универсальной классификации, постижимой человеческим сознанием. Прочие предложения по улучшению системы преподавания обязательно войдут в структуру одного из представленных информационных аспектов.

3. Предложенная классификация не является исчерпывающей суть каждого информационного аспекта. Сущность каждого информационного аспекта – бесконечна и всегда может быть и будет дополняться.

добавлено через 32 секунды
Интровертная Интуиция T(Time)
1. Пополнение предмета рассмотрения историческими справками, интересными подробностями о том, каким этот предмет был/представлялся раньше, что о нем думали предшественники, какие убеждения имели, как он изучался раньше, на каком уровне качества он преподавался.
2. Отмечание тенденций и отслеживание трендов развития преподавания той или иной школьной дисциплины.
3. Доклады учеников об успешном опыте изучения ими того или иного предмета благодаря достижению оптимальной частоты напряжения – расслабления: т.е. сколько попыток сделал ученик ради постижения того или иного предмета, как часто предпринимал сами попытки. Например, заданный словарь терминов можно выучить за день до урока, а можно понемногу учить ежедневно в течение недели – суммирование опыта разных учеников и выбор оптимального варианта. Самоменеджмент,
4. Обогащение предмета и его разделов символьными интерпретациями. Например, в разделе предмета правоведения "охрана труда" был изображен символ: щит и на нем полоса с надписью «Труд». Применение игры ассоциаций, помните - Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан – для запоминания последовательности цветов радуги?
5. Отслеживание забавных исторических параллелей между историей возникновения той или иной отрасли знаний и ходом мировой истории. Ярким примером является прогресс в ядерной физике, сделанный немецкими учеными в 30-х годах ХХ-го ст. Оказывается, еще немного – и у нацистской Германии была бы на вооружении атомная бомба. Какой была бы мировая история, задержись войска союзников на пару месяцев на пути к Берлину и Дрездену? Каков была бы современный мир, не научись советские инженеры перед войной отливать целиком башни танков из броневой стали и бронировать самолёты?..
6. Взгляд в будущее: работы, посвященные прогнозам развития мировых процессов, например, экологии, экономики, мировой истории.
7. Биржевые игры.
8. Формирование холистичного, голографического представления о предмете, где каждый раздел его связан со всеми остальными – это очень хорошо для подготовки к экзаменам – а также с разделами других дисциплин – это ценно для повышения общего уровня успеваемости при условии успешного освоения хотя бы одного предмета из этой цепи. Реализация: стенгазеты, рефераты, спектакли, литературо-художественные композиции, тематические вечера.
9. Написание сказок, где главные герои используют принципиально важные знания из какого-либо раздела преподаваемого предмета, а также поиск подобного применения в существующих литературных произведениях, в науке, технике, культуре и т.д.
10. Использование контрастных ассоциаций, глубоко затрагивающих внутренний мир учащихся для улучшения усвоения предмета. Например, события второй мировой войны затронули многих людей – и это ощущается ими по сей день. Это будет способствовать лучшему запоминанию истории. Сюда также подходит внесение в изучаемую тему элементов мистики в некоторой разумной мере – для увеличения интереса к преподаваемому предмету. Примером такой мистики может быть поиск мистического смысла в изучаемой термилогии, создавая иллюзию о предмете, как будто изучаете заклинание. Пример Биология: Кариос, Эукариотос, Митос, Хондрос!!!(изучение структуры клеток), Математика: Синус, Косинус, Котангенс!!!(тригонометрия)
11. Загадки на тему изучаемого раздела предмета, где требуется по отдельным частям восстановить весь образ изучаемого предмета(ребусы, пазлы).

добавлено через 1 минуту
Экстравертная интуиция I (Imagination)
1. Пополнение базы данных о том, насколько предмет изменился, насколько он стал более совершенным, или упрощенным. Насколько улучшилось качество преподавания, изучения данного предмета по сравнению с тем или иным годом.
2. Синтез одних разделов предмета с другими (а также другими предметами) и получение нового смысла и интересных открытий (реализация: рефераты, стенгазеты, курсовые работы, научные работы на МАН…)
3. Представление успешного опыта изучения предметов в зависимости от последовательности изучения того или иного предмета, с постановкой вопроса о возможных изменениях последовательности изучения тех или иных разделов с целью оптимизации учебного процесса и возможности его ускорения.
4. Придумывание ребусов, задач и головоломок на тему изучаемого предмета, содержащие вопрос: «Как это может быть?».
5. Игры с ходом исторических событий и научного прогресса. Фантазирование на тему возможных ветвлений и бифуркаций, отклонений хода развития от реально происшедших. Например: в каком году (в столетиях) люди пришли бы к нынешнему уровню развития цивилизации, если бы в природе не было залежей нефти, газа и угля?. Моделирование хода научно-технического прогресса при помощи различных программ: например: игра цивилизация.
6. Выделение фаз развития государств: их образование, развитие, расцвет, упадок. Поиски аналогий в других процессах. Выделение синхронистичности исторических процессов и поиск в них скрытых закономерностей. Интересно подмечать такие закономерности как то что Пирамиды – были построены по всему миру всего лишь в промежутке времени в 500 лет, Великие пророки и философы, религиозные деятели, основоположники религий такие как Иисус Христос, Будда, Лао-Дзи, Мохаммед – появились в промежутке времени 500 лет. Формирование сверхдержав, таких как Римская Империя, Китайская империя Чина – также их основание, рассвет и упадок произошли также в этом диапазоне – и что удивительно: эти события произошли синхронно, и практически: независимо друг от друга.
7. Оценка степени вероятности возможности изучаемых событий и разбор многочисленных вилок и ветвлений. Рассуждения на тему: «Если бы было …»
8. Выделение общего в разных предметах, например – использование математики в физике, химии, информатике, экономике (пути повышения успеваемости).
9. Поиск новых способов применения тех или иных знаний, в том числе нестандартных способов.
10. Доказательства того, почему знание преподаваемого предмета способно предоставить более совершенные решения, чем те, которые могли бы быть получены просто исходя из "здравого смысла".
11. Принцип Аналогия и подобий – как средство улучшения постижения материала. Так, например повесть «Тени забытых предков» Михаила Коцюбинского является аналогией с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».
12. Тренировка умения решать задачи при условие неполного, недостаточного, или отсутствия знания о предмете, необходимым для решения – очень полезно при подготовке к экзаменам. Примером такого приема был описанный в книге И.А.Кушнира «Геометрия. Школа боевого искусства»: 8 класс: раздел: подобие. Задача: Треугольник АBC подобен треугольнику A1B1C1 на коэффициент k. В треугольник АBC вписан эллипс, радиус кривизны которого равен r. Чему равен радиус кривизны в треугольнике A1B1C1? Далее в книге рассказывается: что учитель, сформулировав эту задачу классу – вызвал к себе немеряно вопросов: «А что такое радиус кривизны?», «А что такое эллипс?». Учитель с безразличием ответил: «Не знаю!!!» В конце-концов класс решил вот что: «Если он не знает – то нам это и не нужно». Лучший ученик в классе, немного подумав основываясь на свойствах подобия ответил: «Радиус кривизны эллипса, вписанного в треугольник A1B1C1 равен r» Данный пример – как раз и был тем примером, ориентированным на поиск способов решения задачи при условие неполного, недостаточного или отсутствия знания о предмете.

  • Тренировка умения выводить новые теоремы на базе существующих. Выглядит примерно так: начитывается новый раздел дисциплины. Читается теорема. После чего задача: самостоятельно доказать! Этот подход во первых: воспитывает способность к творческому подходу к знаниям которыми располагает изначально ученик, во вторых: улучшает процесс запоминания предмета.

добавлено через 2 минуты
Экстравертная сенсорика F (Force)
1. Использование графического материала для обеспечения наглядности преподаваемого раздела. Эксперименты с цветами этого графического материала, формами. Разнообразное Макетирование.
2. Контроль внешнего вида учащихся: не допускать, чтобы одежда одних учеников отвлекала других от учебного процесса. Это касается также применения дезодорантов, аксессуаров, косметики, украшений. Преподаватель должен быть самым красивым на фоне учеников (данный принцип достигается либо путем ввода жестких ограничений на красоту внешнего вида учащихся, либо улучшением собственного внешнего вида). Сделать все, чтобы у Вовы не было никакого повода во время урока обращать внимание на Машу с соседней парты, а был повод обращать внимание на преподавателя.
3. Внедрение духа соревнования с регулярным подсчетом среднего балла учащихся. Проведения Брейн-рингов, игры с разнообразными способами формирования команд и напряженного противостояния.
4. Режим чередования труда умственного и физического: рекомендуется время от времени контролировать, чтобы ученики на переменах чаще разминались, особенно отметить упражнения для позвоночника ввиду распространения сколиоза среди молодежи.
5. Наличие плакатов и стенгазет в рамках изучаемой тематики учебного курса.
6. Упражнения, требующие быстроты переключения внимания с одних объектов на другие – для улучшения качества познаваемого материала. Проведение «летучек» - контрольных работ требующих памяти на не сложные понятия но умения быстро и правильно их вспоминать.
7. Контроль соблюдения правил техники безопасности.
8. Если кто-то будет пойман на том, что дал списать другому за деньги – должен быть наказан в первую очередь за то что назначил малую цену (мое предложение), помимо общей статьи за подобные нарушения. Предполагается, что это повысит авторитет знания и успешных учащихся.
9. Игры в "монопольку" – а также ей подобные – связанные со вводом специфических валют в пределах лицея, с целью тренировки навыков обращения с деньгами, постижения экономических дисциплин, обучения принятию экономических решений.
10. Правильная организация предметов на рабочем столе каждого из учащихся: не позволять, чтобы побрякушки и "цацки" отвлекали внимание от учебного процесса. На рабочем столе должно быть минимум предметов: все в рамках преподаваемой дисциплины. Контроль за наличием у учащихся всей необходимой методической литературы, в том числе дополнительной.
11. Не позволять, чтобы ученики, добившиеся лидерства в успеваемости позволяли себе расслабляться: всегда ставить перед ними все более сложные, но посильные перед ними задачи. Не позволять чтобы ученики, существенно отставшие – падали духом и прекращали учится – нагрузить их задачами по их уровню, и с набором опыта – подтянуть их до среднего уровня.
12. Использование методов завоевывания внимания известных как «стервозность». Если класс грешит чрезмерным разгильдяйством – необходимо предпринять ряд волевых мер – нацеленных на его устранение (это кстати, является частью семантики информационного аспекта Экстравертная сенсорика, а отсюда и функциональное название F - force). Применение волевых действий имеет особенности: Если их будет недостаточно – они будут неэффективными. Если они будут чрезмерными – можно нанести травму. Это – одна из причин того, почему преподавательская деятельность считается одной из самых опасных для здоровья видов деятельности. Преподаватель вынужден распылятся: и на то чтобы преподать предмет и на то чтобы усмирить мелких хулиганов. Я, беседуя однажды с одной женщиной высказал идею: «как насчет того чтобы преподавателю приставить по полицейскому? Это чтобы можно было разделить работу головой(преподаватель) и работу силой(полицейский)». Рядом присутствовала ее дочь (школьница. 14 лет) – и меня поддержала. Оказывается, она рассказала вот что: она в классе: 30 человек. Подавляющие большинство – хулиганы не желающие учится. Когда она пытается вникнуть в слова преподавателя – ей мешают. Преподавателям – тоже не удобно на них распылятся. Я представляю себе функции Полицейского такими: если замечено нарушение – полицейский тихонько подойдет и поставит отметку в дневнике нарушителя. При этом: не отвлекая преподавателя и всех остальных учащихся от учебного процесса. Я не настаиваю на реализации этой идеи. В каждом конкретном случае – могут быть свои особенности. Я ее предлагаю, просто как один из способов использования аспекта Экстравертной сенсорики в преподавательской практике.
13. Комплекс мер, направленных на регулирование и обуздания агрессии естественно присущей человеку. Не позволять, чтобы склонность учеников к агрессии мешала учебному процессу. Подготовка учащихся ко взрослой жизни, где использования насилия, как средство решения вопроса – есть недопустимая мера поведения.
14. Мотиварование учеников упоминанием о том что в свое время за «это знание» разведслужбы противоборствующих стран готовы были перегрызть друг другу глотки, ради того чтобы им завладеть. Разведчики учились темпами Ломоносова, дабы постичь информацию, которая в те времена считалась совершенно секретной. Пусть ученики ценят усилия преподавателей, а также тех людей, которые сделали все возможное дабы донести им эту информацию.

добавлено через 2 минуты
Интровертная сенсорика S (Sensing)
1. Использование сенсомоторной памяти для улучшения запоминания преподаваемого предмета.
2. Предоставление возможности потрогать, понюхать, покрутить объект исследуемого материала в ходе лабораторных работ.
3. Придумывание физических упражнений, позволяющих почувствовать себя частью преподаваемого предмета, например, упражнений на кинестетическую интерпретацию геометрических фигур в рамках геометрии.
4. (в той же геометрии) Поиск аналогий геометрическим фигурам в моде, архитектуре, скульптуре, кулинарии. Экибана (для биологии), картография (для географии) и т.д. Эстетическое воспитание, создание условий для развития способности видеть красоту природы и получать удовольствие от этого.
5. Контроль надлежащего уровня комфорта в помещении: температуры, влажности, свежести и чистоты воздуха, приятности запаха, удобства сидений, эргономики мебели; сюда же отнёсём возможность использования различных устройств для обеспечения удобства восприятия предлагаемого учебного материала.
6. Контроль за соблюдением адекватного режима питания, сна, личной гигиены, а также воздержания от вредных привычек – лучше – развитие здорового образа жизни и формирование таким образом привычек, несовместимых с "дурными".
7. Экскурсии и походы по музеям и местам исторических событий. Просмотры познавательного видеоматериала на изучаемую тему.
8. Контроль над оформлением бумаг: преподавательских методичек, рефератов учащихся, курсовых работ, ведением тетрадей, дневников, аккуратным обращением с библиотечной литературой.
9. Придание эстетичных форм разделам преподаваемых предметов. Использование в оформлении интересных шрифтов, буквиц, необычных стилей. Придание эстетичного вида лабораторному оборудованию, мебели, плакатам, лозунгам, портретам учёных и писателей. Эксперименты с переходами форм: Так например: рамки какого-нибудь преподаваемого раздела неплохо было бы выделять в прямоугольники с закругленными углами: Если выделять все в овалы – предметы все остальные будут казаться прямоугольными. Если выделять все в прямоугольники – предметы все будут казаться овалами. Именно поэтому в последних версиях Программисты Виндовс – сделали представление окон программ с закругленными углами, дабы избегать этого эффекта.
10. Свобода для инициатив со стороны учащихся по улучшению комфорта собственного рабочего места: если кто-то считает, что его сидение недостаточно мягкое – пусть приносит коврик и слушает лекции с комфортом – никого это не должно смущать. Предоставить ученикам выступать с инициативой по поводу декорации и обустройства учебных помещений: выбор цвета обоев, покрытия для пола, расположение парт, освещения и т.п.
11. Упражнение для расслабления глаз после урока: «Дальний объект – Ближний объект» Понаблюдать за пролетающим вдалеке самолетом, птицами, и т.п.
12. Не допускать, чтобы суть домашнего задания понималась учеником типа: «Пойди туда, не знаю: куда? Принеси то, не знаю: что?» - Предоставление максимально конкретных инструкций позволяющих ученику за рационально короткое число шагов выполнить поставленное перед ним задание.
13. Контроль над тем насколько ученики хорошо вникают в детали изучаемого предмета. Если, допустим: идет урок геометрии, а ученик смотрит по сторонам – то конечно, он вряд ли поймет доказательство изложенной теоремы. То же самое требование следует отнести и к преподавателю: Если преподаватель не сосредотачивает надлежащие внимание на деталях доказательства – он вряд ли донесет ученикам сущность теоремы. Это особенно касается также и таких дисциплин как физика, химия, биология (и может быть: что-то еще).

добавлено через 3 минуты
Интровертная логика L (Logic)
1. Многообразие методов и способов доказательства теоремы, закона, принципа, правила. Уровень познания преподавателя имеет принципиальное отличие от уровня познания ученика-отличника или профессионала высокого ранга. Это отличие состоит в том, что уровень познания преподавателя как бы: должен обладать многообразием способов интерпретации знаний о предмете – адаптированном для любого исходного уровня познания учащихся, в то время когда уровень отличника или уровень профессионала подразумевает просто продвинутые знания «для себя», способ интерпретации которых, возможно у них на вооружение только один, и наверняка: очень специфический. Данная особенность подчеркивает проблему кадровиков, которые ставят перед собой задачу иметь профессионалов высокого ранга – одновременно способных обучать своему делу других сотрудников организации.
2. Составление различных схем, показывающих принцип работы того или иного правила в грамматике. Возможность взглянуть по-новому на уже существующие схемы действия грамматических правил. Использование таких приемов, как упрощение схемы или её усложнение, позволяющее таким образом улучшить запоминание правил грамматики. То же самое касательно любого другого учебного предмета, требующего работы со схемами, имеющего категории, классификации.
3. Работа над составлением шпаргалок. Речь идет о поиске различных способов архивировать/разархивировать информацию и выделение наиболее эффективных из них. В школьной и ВУЗовской жизни это «мастерство» бытует в умении писать шпаргалки.
4. Тренировка умения доказывать теорему или закон по принципу: доказывая теорему и ссылаясь на другие теоремы – доказывай теоремы, на которые дал ссылку и так – спускаясь до уровня аксиом (хорошая практика для подготовки к экзаменам в пределах естественнонаучных дисциплин).
5. Формирование имиджа преподавателя как носителя эталона правильного толкования предмета, подразумевается его работа над собой в плане уменьшения частоты случаев логических или грамматических ошибок, корректность при написании формул, соблюдение размерности вычисляемых величин. НО помнить о том, что преподаватель – человек и ему, как всем людям, свойственно ошибаться.
6. Тренировка умения ученика корректно спорить и убедительно доказывать – в пределах проблемного поля преподаваемой дисциплины – свою точку зрения. Спор в данном случае – не столько средство постижения истины, сколько средство улучшения восприятия информации.
7. Наличие перекрестного контроля усваиваемости тех или иных разделов преподаваемой дисциплины. Прежде чем приступить к изучению некоторого раздела – проконтролировать, чтобы учащиеся имели изначально весь необходимый объем знаний. Так, понимание центробежного ускорения в физике – невозможно без наличия исходных знаний об ускорение как таковом, понятиях: радиус, период, материальная точка, траектория, окружность.
8. В случае построения системы преподавания предмета по принципу "кирпичного дома" – предупреждение учащихся о важных звеньях изучения, без которых впоследствии будет невозможно освоить ряд последующих разделов данного предмета или других предметов, использующих тот же раздел как составную часть при решении задач, к примеру. Это особенно важно для такого предмета как математика, методы которой также используются в ряде естественных наук. В этом случае подразумевается, что ученики предупреждены о том, что из разряда «хорошисты» - они могут легко скатиться в разряд «двоечников» из-за пробелов в знании некоторых особых разделов.
9. Поиск скрытых правил, принципов и алгоритмов, позволяющих компактно записать емкую информацию. Примером такого подхода является периодическая таблица химических элементов, составленная Д. И. Менделеевым.(для улучшения запоминания преподаваемых предметов)
10. Контролировать формат знаний учеников на предмет того на каком языке они выучили этот предмет раньше. Сейчас в Украине очень актуальная проблема того что одни дисциплины преподаются на русском языке, другие на украинском языке. В результате чего: ученик, сменив школу, или преподавателя оказывается заложником разного формата преподаваемой дисциплины. Со стороны преподавателя необходимо уделить внимание таким ученикам, и добиться, чтобы все понятия были переведены на единый язык.
11. Напоминание ученикам, о том, что обязанность и стремление учится – есть частью кодекса чести лицеиста, а также о том что они обязаны получить среднее образование согласно закона Украины.
12. Поддержание принципа преподавания: от простого-к-сложному, от общего-к-частному.
13. Обеспечение уровня сложности преподаваемых дисциплин адекватным текущим способностям учащихся: слишком просто – привет к расслабленности, разгильдяйству, и легкомысленному отношению к предмету. Слишком сложно – станет не интересно. Я приведу пример истории двух компьютерных игр: был создан тетрис и был создан объемный тетрис: простой тетрис – оказался адекватным логическим способностям широкой аудитории и завоевал широкую популярность. Про объемный тетрис – известно мне и еще немногим людям. Я играл, но, как по мне – было слишком сложно, и такого же мнения – все остальные, игравшие.

добавлено через 4 минуты
Экстравертная логика P (Processes)
1. Подходы к описанию предметов с точки зрения достижения рационального порядка, а также применение этого подхода во многих ситуациях. Так, обращаясь в лекции к необходимости придерживаться здорового рациона питания, неплохо было бы такжеподсказать еще и пути достижения этого с минимальными затратами. Интересны также обоснования экономической нецелесообразности употребления чрезмерного количества мяса животных.
2. Конструирование механизмов, отображающих действие тех или иных физических законов. Моделирование.
3. Поиски путей извлечения экономической выгоды из знания того или иного преподаваемого раздела предмета. Могут быть реализованы в виде: рефератов, сочнений, стенгазет, презентаций, курсовых проектов. Разработка бизнес-планов с применением разделов преподаваемых предметов (не обязательно экономики). Пускай это будет бизнес-план комбинированный, в котором будут применяться знания из разных дисциплин; к примеру, по выращиванию деревьев ценных пород. В данном случае используются ботаника, экономика, география, экология. Также в данном разделе возможно использование математики для обозначения динамики приращения древесины в течение времени. Игры с такими комбинациями нацелены на увеличение интереса к преподаваемым предметам, улучшения их усвоения, а также понимание междисциплинарных связей.
4. Критический анализ причинно-следственных взаимосвязей между событиями: в литературе, в истории; исследованиях на тему "правда ли это или ложь?"
5. Упражнения на бдительность: сочинение и рассказывание небылиц, последовательностей событий, которые, хотя внешней правдоподобности, логически не вытекают одни из других; таким образом у учащихся формируется навык критического восприятия информации, внимательности к логичности хода событий; таким образом правильная версия является ещё и логичной и потому – лучше воспринимаемой для представителя данного информационного аспекта
6. Ознакомление учащихся с социально-экономической ситуацией в эпоху, когда возник преподаваемый предмет: уровень развитии технологии, сколько литературы выпускалось, какой уровень достатка был у населения, какой общественный строй доминировал в ту эпоху, какие приёмы работы были у людей в ту эпоху.
7. Познавательные истории, о том, для чего был создан данный предмет или раздел предмета – какую пользу он должен был принести? Что он на практике дал? Какую выгоду принес тем, кто взял его знание на вооружение? Здесь уместно вспомнить Константина Эдуардовича Циолковского, мечтавшего о полётах в Космос, которому в кошмарном сне не могли привидеться гвардейские реактивные миномёты "Катюша" и обстрелы Лондона творениями рук Вернера фон Брауна, закончившего жизнь не в тюрьме, как нацистский преступник, а славным творцом американских межконтинентальных баллистических ракет и техники, покорившей Луну.
8. Истории людей – в том числе личные свидетельства – которые, устремив свои усилия на тот или иной предмет, добились существенного карьерного роста. Ярик, а почему это относится к логике?..
9. Контроль работоспособности оборудования класса, работоспособноси программного обеспечения, чтобы они могли выполнять те задачи, на которые рассчитаны, согласно школьной программе, чтобы оборудование безотказно выполняло свои функции.
10. Способы запоминания биографий великих людей на основании стандартизированного перечня вопросов: где родился, в какой семье, где учился, какую профессию приобрел, как продвигался по службе (этот перечень можно править) и т.д.
  • Четкая организация учебного плана, чтобы каждый лицеист точно понимал, за что конкретно он может получить определённую оценку; на основании чего адекватно планировал свои ресурсы в соответствии со своими запросами относительно оценок.
  • Поиски рационального и практического смысла использования преподаваемых разделом дисциплин (Для повышение интереса к физике) можно применить прием решения экономических задач на тему «сколько употребит электроэнергии в гривневом эквиваленте 40-Ватная лампочка за 15 мин простоя» А затем вывод: Целесообразно или нет: вовремя выключать свет? Задачу следует уразнообразить разными тарифами: например: для промышленного предприятия: 0,71 коп/кВт*час, для потребителей: 0,18(0,22 если есть газ)коп/кВт*час.
– Подобный подход может повысить интерес учащихся к таким понятиям как: мощность и энергия.
Поскольку в финансовом лицее основной профиль: экономика: следует поощрить разнообразное экономическое творчество, подобное описанному примеру на предмет изучаемых разделов преподаваемых дисциплин.
Для повышения интереса к геометрии – можно придумать задачи на тему расчета количества материалов для обоев в помещение(задача на площадь), расчет количества забора (в погонных метрах) если требуется задача обнести забором некоторую треугольную территорию (периметр), проектировка здания купольной формы (в основание: окружность) на ограниченной территории треугольной формы (окружность вписанная в треугольник), выбор области, обеспечивающей адекватный панорамный охват человеческому зрению, или параметрам цифровой камеры (сегмент, вмещающий данный угол), поднять треугольник так, чтобы вследствие подъема – он не перевернулся (центр масс, пересечение медиан(центроид)).

добавлено через 5 минут
Интровертные эмоции(этика) R (Relations)
1. Использование эмоциональной памяти. Так фраза "НЭПман – кровосос!" стала однажды для одного из моих одноклассников тем опорным ключом, посредством которого он выучил историю НЭПа во времена СССР.
2. Предложить учащимся проникнуться эмоциями изображенных на картинах персонажей (учёных, писателей, поэтов, художников) – для улучшения запоминаемости этих персонажей.
3. Сочинение историй, игр, сценариев, где главным героям необходимо пройти испытания, что требует знания преподаваемых разделов и в ходе которых учащиеся становятся добрее, милосерднее, человеколюбивее, честнее, дружелюбнее, отзывчивее, сострадательнее, порядочнее, тактичнее и т.п. Примером таких произведений является сказка "Королевство кривых зеркал". Ещё пример: в одном из лагерей "Артека" в ходе педагогического процесса имело место поэтапное возвышение мотивов индивидуальной и групповой деятельности от частно-личных ценностей к ценностям общечеловеческим; в частности, военизированная игра "Зарница" трансформировалась в 90-е годы в столь же азартное "Соревнование постов милосердных", в которой милитаризм сменился принципами любви к ближнему и способов её выражения в медицинском применении. Вообще тема вовлечённости в ход развития цивилизации, возможности и необходимости оказания воздействия на это развитие значительно увеличивала ответственность за судьбы своей страны, а также за развитие своих талантов, что выражалось в изменении отношения к учёбе и сказывалось на успеваемости.
4. Деловые игры. Предоставление задач, требующих не столько умения решать их самостоятельно, сколько коммуникативных навыков, необходимых для организации группового решения, правильного распределения обязанностей между участниками. В этом случае оценку получает команда.
5. Моральное поощрение в виде вынесения на доску почета, похвальных грамот за отличия, успехи и победы на олимпиадах, а также вынесение благодарностей со стороны директора, преподавателей, рядовых сотрудников лицея и самих лицеистов в ходе торжественных собраний. Недопущение настроений зависти по отношению к отличникам. Недопущение негативных характеристик, выброса негативных эмоций со стороны одноклассников по отношению к отличникам. Когда будет сформировано отношение что «учится на отлично» – это однозначно делать добро(не только потому что тебя будут ценить преподаватели, мама и папа, но и потому что тебя будут ценить вообще - все) – это станет мощным стимулом по отношению к каждому учащемуся.
6. Выработка вежливости, взаимоуважения учащихся, чтобы здоровались друг с другом, все помнили имена и отчества преподавателей, говорили друг другу «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны», обращались друг к другу на «Вы», чаще друг другу улыбались, старались говорить друг о друге больше хорошего, были толерантны к точкам зрения, отличных от их собственных и т.п.
7. Персонификация оборудования класса: напоминать ученикам о том, что лабораторное оборудование, компьютеры, доски – будут им благодарны, если они надлежащим образом будут его обслуживать.
8. Чаще дарить комплименты лицеистам даже за малейшие заслуги. Похвала должна быть разнообразной – адекватной душевному состоянию каждого лицеиста. Иначе они привыкнут и перестанут реагировать.
9. Формирование образа лицеиста как человека учащегося. Моральные награды –мотивированным лицеистам.
10. Воспитание дружелюбия у лицеистов: умения прощать, умения знакомиться с новенькими, умения проникаться внутренним миром товарищей, становиться в их положение, умения строить отношения на принципах взаимопомощи. Принцип: чем меньше у учащихся будет межличностных конфликтов – тем лучше успеваемость.
11. Пародии на литературные произведения, как языком литературной лексики, так и языком просторечивой на те же темы. Главная идея состоит в том, чтобы показывать с хорошей стороны тех, кто использует литературную лексику, выражает почтение к окружающим и т.п. Это также полезно для запоминания литературных произведений. Так вспомним ералаш на который назывался: «Ну почему Мы так говорим», где школьник рассказывает прохожему фрагмент литературное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» А он его дополняет: «чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы ... Редкая птица долетит до середины Днепра, А ЕСЛИ ДОЛЕТИТ, ТО ТАК ГИКНЕТСЯ, ЧТО АЖ КОПЫТА ОТВАЛЯТСЯ!»
12. Общайтесь с лицеистами! Станьте душой компании! В этом случае в ответ за проявленный интерес к их внутреннему миру – они отдадут дань уважения тем, что будут с большим рвением иузчать Ваш предмет.

добавлено через 5 минут
Экстравертные эмоции (этика) E (Emotion)
1. Использование постановок спектаклей для лучшего выучивания разделов литературных произведений.
2. Формирование психологической установки: «решил задачу – получил удовольствие»
3. Прием "Персонификация": предположим, на лекции по информатике обсуждаем обмен сообщениями между пользователями А и Б. А теперь дадим им имена: Алиса и Боб. Внесём интригу: пусть Боб пишет машинным кодом любовное послание Алисе, а затем посмотрите – эмоционально это заденет публику! Еще пример: Есть логическая операция «НЕ» казалось бы что тут такого персонифицированного? – А ответ таков: В 1996 году был популярен мультсериал «Динозавры» где одним из героев этого мультфильма был динозаврик по имени «Беби». Так вот: Маму динозавриху он называл «Мама» а отца динозавра он называл: «НЕ Мама» - это и есть конкретный пример персонифицированной логической операции «НЕ».
4. Использование песен для улучшения познавания материала. Так, широко применяется этот метод для изучения иностранных языков, однако этот метод также возможно применить и в других предметах. У меня есть несколько примеров песен, которые могли бы эмоционально насытить преподаваемый материал: Песня Марины Орловой «Bad Grammar» Песня про математику на Английском языке, песня Гайтаны «Химия», история СССР в виде пародии на компьютерную игру Super Mario – Весь этот багаж должен пополнятся новыми эмоциональными впечатлениями. Я уверен, что если сосредоточить усилия в современной развлекательной культуре (музыка, танцы, розыгрыши, игры, фильмы, мультфильмы и т.д.) на поиск новых впечатлений связанных с преподаваемыми предметами то их можно будет насытить необыкновенным эмоциональным колоритом. Все, нужно подчинить интересам преподаваемых дисциплин в школе, и лишь тогда, в умах учащихся больше не будет ассоциации типа: «Учение – мучение». Пусть будет ассоциация «Учение – удовольствие» (Последние должно быть осуществлено мудро, т.к. подобного рода подход чреват понижением дисциплины). Здесь исполняется Великая Песнь Бутадиеновых углеводородов, сопровождаемая аплодисментами бензольных колец! Керосино-легроиновая фракция демонстративно покинула ректификационную колонну!
5. Эмоциональная награда учащимся за хорошие достижения. Аплодисменты тем, кто добился серьезных – или не очень – успехов в преподаваемом предмете. Предлагать классу выдвигать обоснованные предложения по выставлению оценки отвечавшему у доски ученику, а также предлагать классу устроить аплодисменты получившим оценку «отлично». Эмоциональная награда должна быть разнообразной и отличатся колоритом, иначе ученики привыкнут и перестанут реагировать.
6. Эмоциональное насыщение преподаваемых разделов, использование чередования положительных и отрицательных эмоций, драматичные переходы между темами, предоставление историй, связанных или ассоциируемых с данным предметом и вызывающие эмоциональные переживания.
7. Внесение музыки в преподавание. Качественное музыкальное оформление презентаций. Однажды я смотрел презентацию открытий в области астрономии и понял одну вещь: если бы все это было без звука – это были бы просто серые и малоинтересные модели.
8. Применение «пасхальных яиц» - вещей крайне не вписывающихся в преподаваемый предмет, вносящие каламбур в учебный процесс, но позволяющих разрядить сильнонапряженную обстановку – тактический маневр для того, чтобы подготовить учащихся к повышению уровня сложности решаемых ними задач (здесь главное – соблюдать меру!).
9. Тренировка эмоциональной выразительности и искренности: пусть не говорят друг другу «Я рада» тоном гробовой могилы. Эти слова должны звучать с восторгом – пусть смысл соответствует настроению.
10. Использование слоганов, применимых к разным предметам или преподаваемым разделам: «Кто не знает закона Ома – тот пускай сидит дома!» вариант: "Не знаешь закона Ома – сиди дома!"

добавлено через 6 минут
Примечания:

1. "Мелкое творчество" – просто ведет к понижению уровня дисциплины (а потому было и должно быть наказуемым). Творчество со стороны лицеистов должно поощряться только при условии значительных вложений интеллектуальных усилий по тому или иному из предлагаемых разделов (например, чтобы творчество по объему текста "потянуло" на реферат, или презентацию, позволяющую доставить существенные впечатления).
2. Система классификации информации не является однозначной. Даже данные примеры могут быть истолкованы немного иначе. Согласно данным последних исследований в соционике, семантические поля, различные по ориентированности на экстраверсию или интроверсию – всегда имеют существенное поле пересечения. По поводу многих из данных аспектов ведутся споры в МИСе по сей день.
3. Рациональные аспекты – такие, как логика и этика – всегда используются в паре с иррациональными – интуиция и сенсорика. Указанные пункты всегда могут быть косвенно отражены и в пределах других разделов по вышеупомянутому принципу.

4. В случае соционической совместимости кого с кем совместимости? Это неясно здесь – улучшения преподавания предмета следует ожидать значительных, в случае соционической несовместимости – эффект будет ниже, но будет.
Yaaroslav вне форума  

Ответить с цитированием Вверх


Старый 19.11.2011, 19:41   #2
Новичок
 Аватар для антигерой
IP:
Сообщений: 5
"Спасибок": 0
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Ну... Может просто не грузить ребёнка школьным бредом, который по большому счёту не нужен и дать ему самому изучать то что он хочет ???

Я в детстве допустим любил кораблики мастерить, с моторами и электроникой возиться, геометрией увлекался, программированием.

Собсно у кого мозги есть - тот сам прекрасно будет САМООБУЧАТЬСЯ, искать нужную литературу, на форумах в инете консультироваться.

У кого мозгов нет или им данные предметы ПРОСТО НЕНУЖНЫ - им и игры не помогут со всякими хитростями преподавания.
антигерой вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.11.2011, 16:29   #3
Приписанный
 Аватар для Yaaroslav
IP:
Сообщений: 62
"Спасибок": 11
Очки репутации: 1,998
Мнения:
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию

Цитата:
Сообщение от антигерой Посмотреть сообщение
Ну... Может просто не грузить ребёнка школьным бредом, который по большому счёту не нужен и дать ему самому изучать то что он хочет ???

Я в детстве допустим любил кораблики мастерить, с моторами и электроникой возиться, геометрией увлекался, программированием.

Собсно у кого мозги есть - тот сам прекрасно будет САМООБУЧАТЬСЯ, искать нужную литературу, на форумах в инете консультироваться.

У кого мозгов нет или им данные предметы ПРОСТО НЕНУЖНЫ - им и игры не помогут со всякими хитростями преподавания.
Это Вы зря. Вы - недооцениваете силу информационных аспектов. Конечно, если эти аспекты применять как попало, особенно, в ситуации, когда человек, допустим - Логик, а сам пытается применить этические аспекты (тоесть - те, которые у него сами по себе) - то эффект и вправду будет "толкания воды в ступе".
Говорю: Вам: Я это видел. Это работает!
Yaaroslav вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 05.12.2011, 02:20   #4
Новичок
 Аватар для Ruzh
IP:
Сообщений: 13
"Спасибок": 10
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Соционика - штука классная. Однако, применение на практике соционической базы на данный момент не вполне возможно. Информационные аспекты - да, работают. Но насколько реально (на данном этапе, разумеется) протипировать человека? Особенно в раннем возрасте.
Ruzh вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
С точки зрения вечности Тюльпанов Творчество 19 13.05.2012 17:40
С моральной точки зрения кролик Роджер Мен & Вумен 3 13.11.2010 12:16
о легком и жутковатом пути к процветанию 7rupatov Основной 22 17.06.2009 00:51


Часовой пояс GMT +3, время: 23:09.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2019