Я люблю Киев

КИЕВСКИЙ ФОРУМ
КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
FORUMKIEV.COM
Правила Новое Вопросы Ссылки
КИЕВ ПОГОДА ИСТОРИЯ ТУРИСТУ
N-728-MI-2
Вернуться   Киевский форум > Общий > Основной

Померла Маргарет Тетчер

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 13.04.2013, 04:16   #76
Master and servant
 Аватар для luxmaster
IP:
Сообщений: 2,757
"Спасибок": 3,097
Очки репутации: 40,398
Мнения: -2818
Доп. информация
По умолчанию

..............
Цитата:
Стоит ли радоваться смерти Тэтчер?

Бывают явления, о которых не хотелось бы говорить, не хотелось бы знать, не хотелось бы помнить, а хотелось бы лишь одного – чтоб такого явления просто не было, никогда, не существовало, не портило этот мир своим присутствием. И когда такое явление, такой субъект умирает, упраздняется, то у меня возникает желание мгновенно забыть о нём и ничего не произносить в его память. Но, пожалуй, есть в этом желании какая-то нечестность, как нечестным может являться и порыв применить здесь правило: «О тех кто умер – хорошо, или ничего», поскольку здесь оно никак не применимо, ведь Тэтчер с самого начала была мертва, она никогда не была живым человеком, не имела живой души, она – нравственный мертвец, неодушевлённое существо, о котором ничего и никогда говорить бы не стоило, но судьба, зачем-то, явила нам это чудовище, демонстрируя его удивительные пороки.

Сейчас многие люди радуются смерти Тэтчер, празднуют уход чудовища из жизни, но я смотрю на них и не понимаю –как можно радоваться тому, что преступник избежал наказания и умер свой смертью?

Тэтчер совершила целый ряд тяжких преступлений против человечности, Тэтчер повинна в гибели и страданиях огромного числа людей, разрушила несколько важных систем, на которых держался послевоенный мир, и без которых он начал двигаться к краху, Тэтчер – преступник, международный преступник, который не раскаялся и не понёс заслуженного наказания! Так чему тут радоваться?

Характеристику Тэтчер наиболее точно можно дать, напомнив показательный случай из её политической биографии, когда она заставила людей умереть от голода, в страшных муках, но не пошевелила пальцем, наслаждаясь наркотиком своей власти, упиваясь возможностью доставить кому-то адские, непереносимые страдания. Чтоб избавить людей от этой пытки, ей нужно было всего лишь пошевелить пальцем, но она не сочла нужным, вернее не захотела.

Наверняка, всем известна эта шокирующая история, но всё же напомню. В 1981 году, борцы ирландского сопротивления, находившиеся в тюрьме, устроили голодовку, требуя вернуть им статус политзаключенных, (который у них, поначалу был, но потом его вдруг отобрали, в нарушение всех международных норм), ирландцы просили поместить их в более человеческие условия, и дать хотя бы гипотетическое право на помилование, в отдалённом будущем.

С самого начала было понятно, что голодающие согласны на минимум послаблений, то есть могли прекратить голодовку, даже если бы их просто перевели в обычные камеры. Тэтчер же взяла это дело «под личный контроль» и не велела идти ни на какие, даже малейшие, уступки.
Люди продолжали голодать, потом они начали умирать, один за другим, пока не умерли все десять человек. Тэтчер сидела в своём кабинете, и отлично понимала, что в этот самый момент, когда она пьёт свой кофе, кто-то умирает, по её вине, испытывая нечеловеческие муки, Тэтчер не делала ничего, чтоб прекратить это, а наоборот ставила ситуацию в такое положение, что прекратить голодовку ирландцы уже не имели возможности, но и окончиться ничем хорошим история не могла. Тэтчер нужно было «сломать» их, как она ломала многих других людей.

И меня всегда мучил вопрос: «А что же творилось у неё в душе, когда она обрекала людей на мучительную смерть, ела свои обеды, а эти люди корчились от голода? Что творилось в её сердце!?» Но потом я понял, что у этого существа просто не было души, во всяком случае душа была мертва, с самого начала.

С полным основанием можно говорить, что у Тэтчер проявилась психическая патология, садистская патология, желание причинять беспричинную боль, творить насилие, упиваясь зрелищем мук жертвы.

История с кошмарной гибелью заключенных, разумеется, привела лишь к ухудшению ситуации в Северной Ирландии и эскалации насилия, а в 1982 году политик из Шинн Фейн Дэнни Моррисон назвал Тэтчер «крупнейшим ублюдком, которого мы когда-либо знали».

На самом-то деле – выморить голодом тех, кто был не согласен с политикой Лондона, было его излюбленным методом подавления, с давних времён. Примеров немало, самый яркий – Ирландский голод (1845-49 гг.) Кстати, это именно с его фактов и обстоятельств списаны детали так называемого «голодомора» - информационной диверсии, призванной обвинить Советскую власть в бесчеловечности, на самом же деле, всё то, что происходило в СССР, в тридцатых годах, ничего общего не имело с тем, чего нам преподносят в виде мифа о «голодоморе», однако почти все детали «голодомора», с удивительной точностью, совпадают с тем, что спровоцировал Лондон в отношении Ирландии.

Человек так устроен, что ему трудно выдумать из головы нечто небывалое, и, как правило, он берёт уже готовое, случавшееся когда-то, в реальной жизни, вот и англоязычные «обличители», желавшие уничтожить Советский Союз, а сейчас Россию, всего лишь взяли эпизод британской истории, и, переложив его на противоположную конъюнктуру, выдали за преступление сталинского режима.

А в отношении Ирландии-то, всё было сделано именно так, как описывает нынешняя теория «голодомора»: Лондон воспользовался природной аномалией, для подавления ирландцев (засуху и массовую болезнь картофеля, который тогда был основным продуктом питания на острове), английские власти непосредственно спровоцировали голод, предварительно выкачивая из острова всё что можно, отбирая продовольствие.

Когда же беда стала набирать страшные обороты, Лондон, вдобавок ко всему, устроил блокаду Ирландии, не пропустил и российские суда с продовольствием, которые пытались пробиться и хоть чуть-чуть снизить градус катастрофичности.

В общем, когда нам кричат о «преступлениях сталинизма», то происходит знакомая история – орут «Держи вора», ведь всё то, чего приписывают Сталину, английская власть делала без зазрения совести, не раз и не два.


Но всё же, убивая голодом тех ирландских заключённых, которые сидели в тюрьме, Тэтчер совершала, пожалуй, нечто более циничное и ужасное, чем то, чего творила королевская власть, ранее, ведь век-то был уже совсем другой, времена были иными. Вся деятельность Тэтчер, всё то, чего происходило благодаря «энергичной деятельности» Тэтчер, было неким возвратом к чему-то прошедшему, казалось бы уже пройденному, даже осужденному и похороненному, всё это напоминало регресс человеческой цивилизации, подобный тому, который происходит, когда происходит возврат в рабовладельческое общество.

На формирование Тэтчер, более всего повлияли два факта – происхождение (дочь бакалейщика), и одна-единственная книга, которая навсегда сформировала образ мыслей этой женщины-монстра.

Да, это могло бы показаться анекдотичным, но к сожалению и сама Тэтчер не отрицала того факта, что одна-единственная книга, за авторством Фридриха фон Хейка, вылепила сознание Маргарет. Тут ситуация-то, пожалуй, посмешнее, чем история того гоголевского героя, который прочёл пять или шесть книг и стал считать себя вольнодумцем, ведь Тэтчер вольнодумицей не была, она усвоила постулаты одной лишь книжки, и всю жизнь носила её с собой в знаменитой сумке, о которой так любили рассуждать журналисты. Конечно же, Маргарэт прочла потом немало других книг и пособий, но всегда таскала с собой и помнила лишь одну, причём весьма сомнительную теорию.

Что же это была за книга? Это довольно реакционная, в известной степени пошлая и вульгарная, экономическая спекуляция на тему ужасной сущности социализма! Автор её, как только не обзывает социалистические и коммунистические течения, называя их источниками нового рабства. Немецкоязычный экономист писал свою книгу в 1944 году, то есть в тот момент, когда германство терпело поражение от сил русского коммунизма, и автор, не желая признавать открыто, тем не менее, совершенно отчётливо демонстрировал свою ненависть к тому строю, который побеждая Германию, уничтожал её претензии на мировое господство.

Фридрих фон Хейк, развивая свою экономическую теорию, ставил буквально всё с ног на голову, социальную справедливость он предавал анафеме, права профсоюзов проклинал и считал вредными, словом он писал обо всём том, что воплотила потом в жизнь его верная ученица – Маргарет Тэтчер, ведь всё к чему она прикасалась, теряло малейшие признаки социальной справедливости.

Тэтчер растоптала права рабочих, уничтожала самоуправление на местах, лишала прав необеспеченные слои населения, глумилась над правами человека, производила тот пошлый тип «либеральной политики», который станет образцом для подражания на следующие тридцать лет, подводя теперь и Англию, и многие другие страны, к тому моральному и экономическому краху, энергия которого побудила фон Хейка писать свои труды.

Тэтчер влекла общество вспять, тащила его назад, от времен завоевания идеалов социальной справедливости ко временам дикого феодализма, в котором власть принадлежит узкой кучке магнатов, не обремененных думами о самочувствии народа, а лишь мечтами о большой и очень большой выгоде.

И здесь нужно вернуться к факту происхождения Тэтчер. Маргарет была дочерью бакалейщика, всю жизнь этот факт довлел над ней. Тэтчер не могла претендовать на аристократизм и ужасно страдала от этого, всей своей жизнью стремясь доказать принадлежность к высшей касте.

Нет, отец Маргарет не был беден, он имел две бакалейных лавки, выбравшись из черни он неплохо устроился, имел возможность дать образование своим детям, но обострённый эгоизм и самолюбие Маргарэт было уязвлено принадлежностью к низшим классам. Особенно тяжко это проявлялось, когда она начала движение по политической карьере, ведь более родовитые соперники нередко намекали на её статус, тонко, иронично, но это задевало её.

К тому же, она никогда не умела одеваться как леди. Забавно, но у нас считается, будто Тэтчер всегда элегантно и хорошо одевалась, на самом же деле, она была нелепым пятном среди строгих дам высшего света Англии. Тэтчер всегда одевалась как попугай, во что-то слишком яркое, кричащее, чересчур модное! Никто из настоящих аристократок так не одевался и так себя не вёл, не делал этих кричащих, взбитых причёсок, не наносил столько косметики на лицо. Маргарэт на всю жизнь осталась дочерью бакалейщика, и в высшем свете её всегда считали выскочкой, наглой и чересчур самоуверенной провинциалкой. Накрашенная и наряженная как кинозвезда, Тэтчер, тем не менее, стремилась подражать поведению властного мужчины, и это создавало гремучую смесь, нелепую, глумливую, гремучую смесь.

Единственное, что по-настоящему роднило её с английской элитой, было врожденное желание довлеть над другими, унижать, цинично помыкать целыми категориями людей и даже народами. Мания унижать – это самая яркая национальная черта английской нации, будто навсегда оставшейся подростком, не умеющим преодолеть «детских болезней», но если английские аристократы, хотя бы в среде своего общества, умели соблюдать строгий кодекс приличий (хотя и творили кошмарные скотства, попадая в Индию, Африку, или Америку), то Тэтчер всегда и везде была откровенно циничной, демонстративно выпячивающей своё превосходство, свою спесь и гордыню, неестественную, невообразимую гордыню, усиленную кричащим обликом и наглым выражением лица.

Тэтчер обладала удивительной наглостью, а наглость, как известно – второе счастье. И вот Тэтчер стала занимать министерские посты, а затем и вовсе пролезла на высший пост в государстве, отпихнув тех, кто прежде помогал ей взобраться, пройдя по их головам.

И Тэтчер, с завидным постоянством и упорством, достойным лучшего применения, проводила ту политику, которая была вложена ей в голову той самой, единственной книгой. Тэтчер выбрала предметом своего обожания и забот узкую группу людей, которых она считала остовом успешности и процветания государства, то есть класс собственников и магнатов, и проводила всю политику в интересах этой группы, постепенно сокращая права большинства, подавляя свободы, удушая профсоюзы, усиливая прессинг на простых людей, возвращая общество к пройденному уже, когда-то и прклятому многими людьми положению вещей. Тэтчер вывела именно тот гибельный тип «либерализма», который сейчас дал свои злокачественные плоды и поставил западный мир на грань краха, превратив систему в злокачественный пузырь.

Быть может я поостерегусь, однако, отдавать Маргарите Тэтчер пальму первенства в уничтожении всей прежней экономическо-политической системы мира, ведь в этот же период на международной арене действовал и Рональд Рейган, начавший свою знаменитую рейганомику, то есть бесконтрольный рост наращивания госдолга и абсурдный монетаризм. Рейган взялся провернуть остроумную, в своей циничности, операцию – взять в долг огромные деньги, накачать ими экономику, и за счёт этого доказать превосходство американского либерального капитализма, перед советским социализмом, (который жил по средствам и долг-то, на самом деле, имел мизерный). Это смешно и грустно, но Рейган взял в долг огромную сумму, чтоб доказать, что система США эффективнее советской.

А теперь эти деньги пора отдавать, к тому же к ним прибавилась и ещё более чудовищная сумма, а отдать-то их невозможно, ведь прежние действия были лишь фокусами, шулерством, вот и получается, что Рейган причастен к уничтожению не только Советского Союза, но и Соединенных Штатов, будущность которых теперь весьма туманна.

Так вот, Рейган и Тэтчер сплелись как две влюблённых змеи, это была страсть двух ядовитых рептилий, двух агрессивных гадов, окончательно разрушивших хрупкую послевоенную стабильность, превративших Европу в клочок земли, напичканный излишним количеством ядерного оружия, дышащим агрессией и злобой в сторону русского востока. И Рейган и Тэтчер горели манией уничтожить Советский Союз, горели иррациональной, необъяснимой, садистской манией.

Смешно, но Тэтчер упрекала СССР в том, что тот, якобы, хочет добиться мирового господства, хотя на самом деле сама хотела достичь именно этого, но добилась лишь разрушения архитектуры двухполярного миропорядка, основанного на взаимном признании права на жизнь двух систем – англо-американской и советской-русской.

Тэтчер и Рейган растоптали прежний политический мир, уничтожили его, считая, что возвысили свою роль, но в действительности затопление «левого отсека» мировой лодки, могло возвысить «правый отсек» лишь на время, лишь пока левая часть наполнялась водой, теперь же тонет вся посудина целиком… пришла пора платить по счетам.

Тэтчер и Рейган не теряли времени, но всё, что делали эти двое, было направлено на уничтожение основ безопасности нашего мира и его стабильности, всё, что делали это двое, было направлено лишь на разрушение, а не на созидание. И теперь, про прошествии времени, можно с полным правом утверждать, чтоплоды деятельности этих двоих – кошмарны.

В Англии сейчас считается фактом, который никто толком и не оспаривает, что долговременным результатом политики Тэтчер стала гибель огромного числа производств, резкий рост безработицы, разводов и абортов, стремительный рост наркомании, напряженности в обществе и несправедливого социального расслоения.

Тэтчер заложила абсурдный фундамент той политики, что реализуется сейчас, раскручивая свой абсурдный маховик, политики основанной на том, что всегда во главу угла
___________
Мало иметь высшее образование, нужно еще иметь хотя бы среднее соображение
Страшный суд — страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай.
luxmaster вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.04.2013, 01:51   #77
YFP
Почетный легион
 Аватар для YFP
IP:
Сообщений: 7,548
"Спасибок": 8,661
Очки репутации: 0
Мнения: 4339
Доп. информация
По умолчанию

Оригинал взят у israel_shamir в Nothing personal


Исраэль Шамир

Ничего личного

Она умерла, и это повод вспомнить о ней. Нет у меня никаких личных чувств к покойной мадам Тэтчер, даже ненависти нет – как нет у меня ненависти к Атилле и Чингис-хану. Но, как человек, живший в Англии в те годы, скажу: Англия была чудесной страной до появления Тэтчер.

В Англии были рабочие, были шахтеры, были забастовки, были смешные лондонцы-кокни, говорившие на непонятном диалекте. В пабах подавали эль и йоркширский пирог, в многочисленных кафе – чай за двадцать пенсов. Медицина была бесплатной, образование – тоже. Квартиры были дешевые, потому что вторую квартиру – или пустую квартиру – можно было захватить. А значит, даже у богатых было по одной квартире, и обычным людям жить было нетрудно. Я жил в Англии до Тэтчер, и до сих пор вспоминаю, как там было хорошо. Богатые, конечно, были недовольны, и они привели Тэтчер к власти.

Маргарет Тэтчер погубила Англию, как Горбачев погубил СССР. Она ликвидировала промышленность, закрыла шахты, превратила английских рабочих, костяк армии и флота, в холуев, погубила образование и медицину. Она превратила Англию в придаток Английского банка. Зачем ковать железо и пахать землю, если банковские операции приносят больше прибыли; зачем простой народ, это быдло, если не для того, чтобы прислуживать богатым - таков был лозунг тэтчеризма. Если сегодня Англия стоит на грани (или за гранью) банкротства, то за это спасибо Мэгги. При ней иммиграция рванула ввысь – хотя Англия не резиновая, Тэтчер была за иммиграцию потому, что это позволяло понизить зарплаты рабочим.

В Англии после Тэтчер дома дороги – по карману только Абрамовичу и Березовскому, в пабах подают белое вино и салат, в университетах учатся дети шейхов. Если бы немцы захватили Британию, то и они бы не смогли так уничтожить ее особенный характер.

Она была врагом СССР. Именно Тэтчер привела Горбачева к власти в Москве, в результате хитрой интриги. Она ненавидела социализм, как может только дочка лавочника. Она сделала себе политическую карьеру в мелкобуржуазном, филистерском районе Лондона, в районе еврейских торгашей Голдерс-Грин, и она выстраивала всю Британию по их идеалам: биржа, гешефты, торговля, презрение к труду. Она доказала, что не надо быть этнической еврейкой, чтобы полностью принять еврейский дух.

В Англии ее не любили, а сейчас – вспоминают с ненавистью, в особенности на (некогда) промышленном Севере и в Шотландии. Зато антисоветчики ее обожали. Среди русских эмигрантов той волны ей поклонялись. Любили ее прорабы перестройки. Любят и сегодняшние либералы-белоленточники. Ксения Собчак даже слезу пролила – Ксения и Мэгги к детям и рабочим относятся одинаково. Ее смерть – после многих лет старческого маразма – ничего не добавляет и не убавляет. Через нее в мир вошел неолиберализм, и к сожалению, вместе с ней он не уйдет.
___________
Let it Be
YFP вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 14.04.2013, 02:09   #78
Агент Госдепа
 Аватар для Al Capone
IP:
Сообщений: 14,561
"Спасибок": 18,052
Очки репутации: 56,420
Мнения: 10272
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Orungal Посмотреть сообщение
иначе их халява в любой момент кончится, и придется заниматься не милыми сердцу «инвестициями», а вкалывать нипадетски на заводах и фабриках, НАПРЯМУЮ конкурируя с работающими за копейки китайцами.
Оффтоп:
Миниатюры
Померла Маргарет Тетчер-collection1.jpg  
___________
Мне очень не нравится внешняя политика США, поэтому я предпочитаю жить внутри.
Al Capone вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 10:50   #79
Почетный житель
 Аватар для кролик Роджер
IP:
Сообщений: 890
"Спасибок": 816
Очки репутации: 0
Мнения: 564
Доп. информация
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Al Capone Посмотреть сообщение
Все мои претензии к Чавесу, Саддаму, Асаду, Каддафи, корейским Кимам - это то что они были "бессменными" лидерами в течение длительного времени, и совсем не по причине народной любви.
А какое вам, милейший, до этого дело, вас то это каким боком касается? Или ваши родственники угнетаются корейским лидером? Или вас "обул" Каддафи?...живут они себе и пусть живут, вернее жили..так вам же обязательно нужно к соседям ворваться и поучать их, как варить борщ...
кролик Роджер вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 13:20   #80
Почетный легион
 Аватар для Orungal
IP:
Сообщений: 7,012
"Спасибок": 2,982
Очки репутации: 43,980
Мнения: -1103
Доп. информация
По умолчанию

Orungal вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 13:45   #81
.
 Аватар для |bastard|
IP:
Сообщений: 33,307
"Спасибок": 47,129
Очки репутации: 121,163
Мнения: 15910
Доп. информация
- Автор темы - По умолчанию

ERROR: If you can see this, then YouTube is down or you don't have Flash installed.
|bastard| вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 13:46   #82
YFP
Почетный легион
 Аватар для YFP
IP:
Сообщений: 7,548
"Спасибок": 8,661
Очки репутации: 0
Мнения: 4339
Доп. информация
По умолчанию

"Смерть Тэтчер вызвала огромное количество откликов. И, конечно, вызвала желание перечитать ее биографию, слушать все, что о ней говорят, все пересуды. И меня посетила мысль, что, конечно, в этой смерти есть большой парадокс. Потому что когда умирает человек - с ним умирает что-то человеческое, какая-то грань человеческого уходит. И принято оплакивать именно это, невозвратимость какой-то грани человеческого, потому что каждый из нас – это особая форма человеческого присутствия. Когда речь идет о Тэтчер, я ничего этого не нахожу. В этих бесконечных разговорах, пересудах, в этих попытках ей подражать, в этих попытках сделать из нее объект для подражания – она совершенно не предстает как человек. И в этом смысле нет никакого повода для скорби. Обычно все видеонекрологи, которые я записываю на Russia.ru, всегда содержат очень важную ноту скорби, которая подобрана под каждого умершего. Здесь ноты скорби нет.

Вообще, встретили эту смерть, готовясь к ней. Это тот редкий случай, когда к смерти готовились сограждане Тэтчер, когда к смерти готовились те, кто ее искренне ненавидит на Родине. Были сообщества в социальных сетях, посвященных тому, как будут праздновать эту смерть, это празднование готовили, это продумывали. Это был своего рода эвент, в который охотно играли. Предполагали, что она будет похоронена в Соборе Святого Павла, как и случилось, она будет в этом Соборе похоронена. И тоже это вызывало массу отрицательных откликов, причем не только со стороны простых людей, но и со стороны истеблишмента, со стороны лондонской аристократии. «Мы не хотим лежать вместе с Тэтчер», была даже компания подписей, в которой люди призывали лишить Тэтчер статуса баронессы, это очень примечательная реакция. В дополнение ко всем этим реакциям – и предвосхищениям смерти, и реакциям, которые последовали за самой смертью – была очень важная сентенция, гениальная, на мой взгляд – «Тэтчер нужно похоронить в ее собственном стиле». Нужно объявить тендер на проведение похорон, выбрать наиболее бюджетный вариант, урезать его в огромное количество раз, взять эту смету и похоронить ее вместе с этой сметой.

И можно говорить о какой-то злобности, и о том, что о мертвых, как известно, хорошо или никак. Но в действительности Тэтчер вела себя так, чтобы никогда не показать, что в ней есть что-то человеческое. И вот этим вычеркиванием из себя человеческого, этим превращением себя то ли в политический институт, то ли в тень почившей в бозе Британской Империи, то ли в какую-то великую мать, которая вернулась из времен патриархата и начала осенять своим присутствием политику... Со всеми этими попытками вычеркнуть из себя человеческое Тэтчер преуспела. Она действительно вычеркнула. Она не стала при этом великой матерью, ее никто не вспоминает как мать нации, она не стала богиней, даже в поп-культурном смысле как не стала богиней-дивой. Как функция она тоже в общем не состоялась, потому что ее политическая линия, которую она отстаивала, не получила развитие. Уже Мейджор отказался от наиболее драконовской меры, предложенной Тэтчер - введение подушевого налога, т.е. налога на всех. По факту существования люди должны были облагаться налогом, налог на самосуществование. И это мера была отменена практически приемником Тэтчер. И сегодня консерваторы совсем не тэтчеристы, они по-другому относятся и к роли государства в экономике, и к социальным программам, и к приватизации, никто не видит в приватизации универсальное лекарство от всех экономических бед.

Отдельное внимание стоит уделить тому, как Тэтчер воспринималась в массовой культуре. Вот чем меньше она оставила какого-то человеческого следа – тем больше массовая культура пыталась этот след привнести. Она была героиней комиксов, она была героиней шоу политических кукол, которые были очень популярны в Великобритании, потом перешли в какой-то момент в 90-е годы и в Россию. И она, в конечном счете, стала героиней замечательного фильма, который ей был посвящён, с Мерил Стрип в главной роли. Фильм любопытен тем, что вся биография Тэтчер рассматривается в этом фильме через оптику той болезни, которая ее настигла в конце жизни. Кстати, я бы сказал, что это болезнь всех неоконсерваторов, потому что Рейган страдал перед смертью этой болезнью - это болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие. И Тэтчер умерла от этой болезни, но дело не в том, что она умерла от нее, а дело в том, что сама эта болезнь стала историей в фильме, с помощью которой вся биография Тэтчер была раскрыта. Непонятно, что в жизни Тэтчер галлюцинация, что связанно с фантомом этой громадной власти – а что действительно было. Непонятно, в чем заключалось ее собственное усилие, что она действительно смогла изменить, смогла повернуть, а что оказалось просто бредом. Эта грань между бредом и суммой действий, которые были ею совершены – эта грань была стерта в фильме, и это было главное достижение. Другое дело, что в фильме она все таки представала слишком человечной, и здесь уже сыграло роль обаяние Мерил Стрип.

Фильм начинается с того, что Тэтчер идет уже в дряхлом своем состоянии в супермаркет и сетует, какое дорогое сегодня молоко, как же так бедные британцы должны за эти суммы покупать. Но проблема в том, что Тэтчер вошла в историю – еще до того как стала премьер-министром – в другом контексте. Она отняла бесплатное молоко у тех, кто его получал. Это была такая британская версия коммунизма: до 11 лет дети получали бесплатное молоко. И самой запомнившийся мерой Тэтчер, когда она занимала пост министра по науке и образованию, была мера, связанная с тем, что молоко отменили, оставили, по-моему, только для детей до трех лет. Она очень прагматично в своей манере отреагировала, сказав, что такой невинный политический жест не принес мне ничего, но обернулся большими издержками. Тэтчер - это фигура, которая лишена моральной рефлексии, она сознательно избавила себя от моральной рефлексии, и это был путь, благодаря которому в тренд введен был принцип эффективности. Потому что когда мы говорим о таком символическом наследии Тэтчер и культурном наследии, которое она все-таки после себя оставила – это, конечно, ставка на эффективность, и вообще введение эффективности в культурный обиход. Все оценивается с точки зрения эффективности, слово эффективность приклеивается ко всему, все должно быть эффективным или умереть. В этом не столько даже политический урок Тэтчер, сколько, повторю, определенный вклад в культуру, показатель эффективности становиться принципиальным для культуры. Но этот показатель делает избыточной моральную рефлексию, «не надо никаких колебаний», моральная рефлексия всегда ведет к колебаниям, «не надо никаких сложностей», «не надо никакого выбора», «действуй согласно целесообразности», «действуй, как тебя к этому подталкивает прагматика» - это собственно наследие Тэтчер.

Еще очень важно для понимания фигуры Тэтчер то, что ее политика – это совершенно новый этап в том, что называется социальным расизмом. Социальный расизм, как известно, начинается с колониальных практик, и Британская империя была лидером колониализма и образцом для колониальной политики, со всеми, разумеется, издержками колониальной политики. Потом вдохновился эти образцом Гитлер, и конечно, мы не можем себе представить гитлеризм без всего этого контекста Британского империализма. Это ответ на Британский империализм и попытки воспринять это наследие Британского империализма. Плюс многовековая конкуренция Британии и Германии. Эта конкуренция воплотилась и сегодня, и воплощалась и в эпоху Тэтчер, потому что она была сторонницей совершенно особого участия Британии в Евросоюзе, она была против усиления Германии. И то, что сегодня Германию возглавляет тоже женщина-канцлер, фактически женщина-премьер – это своего рода ответ Германии на тот вызов, который бросила тогдашняя Великобритания во главе с Тэтчер.

И вот третья фаза, возвращаясь к степени социального расизма – это расизм рынка, когда рынок понимается, как мистическая, если не сказать провиденциальная сила, которая все расставляет по своим местам, которая каждому определяет его роль, которая каждому сверчку указывает его шесток. Рынок фактически в этой логике приравнивается к Богу, который показывает каждому человеку, какова его судьба, воздает за грехи, судит человека. Потому что рынок – такой прижизненный высший суд, каждому обмеряется то, что ему положено, этим занимается рынок. И конечно в этом смысле Тэтчер не просто оплот прагматизма в политике, но и нечто противоположное. Она жрица этого мистериального рынка, которая своей рукой, невидимой, по Адаму Смиту, дотягивается куда угодно, везде эта рука может присутствовать. Фактически образ невидимый руки рынка – это образ невидимой руки проведения. Но только в рамках политики 70-90-х годов, связанных с монетаризмом, связанным с акцентами на финансовые спекуляции, на финансовый капитал, только в рамках это политики эта смычка провиденциализма традиционного и провиденциализма рынка произошла. И, кстати говоря, для Великобритании эта смычка не обернулась ничем хорошим, потому что достижения очень условные. Действительно, Тэтчер удалось приостановить рост инфляции, снизить это рост в какие-то периоды. Был зашкаливающий рост безработицы, когда-то удавалось его гасить, но опять же – какой ценой? Ценой того, что совершенно беспощадно просто громились по сути дела любые выступления. «Мы не повержены шантажу силой» говорила Тэтчер – и применяла силу, многократно превышающую эти поползновения. Т.е. фактически Тэтчер гасила любые формы гражданской политической активности, пытаясь трансформировать гражданскую политическую активность в сугубо экономическую активность. Вот это тоже очень важное кредо тэтчеризма. Никакой гражданской политической активности, любая активность со стороны отдельного простого человека – это только его труд и накопления, которые с этим трудом связанны, больше ничего не дозволено. В этом смысле мы можем говорить, когда речь идет о тэтчеризме только о новом витке социального расизма, но и о новой версии тоталитаризма – это действительно новая версия тоталитаризма, которую можно по-разному называть, скажем, экономический тоталитаризм.

Возвращаясь к истории социального расизма и к той роли, которую сыграла в этом Тэтчер, мы должны вспомнить еще о том, что на втором этапе становления этих практик социального расизма, на этапе гитлеризма, существовала апелляция к мелкому лавочнику, к среднему человеку, к посредственности, из которой можно слепить все, что угодно. Которая будет деятельно, радушно отвечать с распростертыми объятьями на любые способы воздействия, т.е. гитлеризм - это политика, апеллирующая к мелкому лавочнику, фактически к бакалейщику. Здесь мы должны вспомнить, что Тэтчер – дочь бакалейщика.

Третья фаза социального расизма означает то, что бакалейщик, которому раньше адресовалась некая расистская политика и от имени которого эта политика проводилась – бакалейщик сам вошел во власть. И в этом смысле недостаточно сказать, что Тэтчер – наследница Гитлера, это был бы просто такой журналистский штамп, хотя это красиво, важно другое. Важно, что с Тэтчер в политику пришла диктатура человека, в котором нет ничего выдающегося, диктатура посредственности, диктатура человека ограниченного. И человек ограниченный всегда из перспективы своей ограниченности ограничивает других, человек посредственный всегда приводит других к своему уровню. И вот эта диктатура посредственности – мы еще должны понять все последствия, которые она принесет. Но уже совершенно точно ясно одно следствие, касающееся того, что именно эта диктатура посредственности стала образцом для подражания, к сожалению, в среде нашей отечественной элиты. Это англомания, которая по сути дела распространена была сразу с 91 года.

В этой англомании есть много примечательного. Ну, во-первых, очень важная для русских попытка подружится с чем-то принципиально другим для себя, подружиться с врагом. Эта попытка прослеживается на протяжении очень длительного времени, начиная с желания Ивана Грозного жениться на Елизавете I. Да, этот тандем с чем-то противоположным тебе, с врагом – это очень большой соблазн для русской истории. Вот в случае с взаимоотношениями сначала советской, а потом российской элиты с Тэтчер, мы тоже видим эту попытку обнять врага, организовать с ним какие-то симбиотические отношения. И известно, что именно Тэтчер выбирала Горбачева на его роль, и так сказать, она выразила молчаливое согласие западного истеблишмент с тем, что Горбачев будет новым генеральным секретарем, еще когда он в бытность свою простым секретарем ЦК приезжал в Великобританию. Это был чрезвычайно трепетный прием. Горбачеву подарили шарфик, уже тогда Тэтчер отметила Раису Максимовну и вступила с ней в демонстративную коммуникацию. Т.е. это поведение Тэтчер напоминало, конечно, взаимоотношения колонизаторов с вождем туземцев, которому нужно показать что-то такое блесткое, и главное – дать понять, что ты с ним на равных. Эта иллюзия равенства, которую она создала для Горбачева, очень показательна. Она обернулась иллюзией вхождения в общеевропейский клуб, причем не только для истеблишмента сначала советского, а потом российского – но и для России в целом. Этот соблазн вхождения в клуб европейских стран был намечен Тэтчер. И в последствии, уйдя в отставку, она активно влияла на политику. И в частности мы знаем ее реакцию на то, что происходило в России с 91 по 93 год. Тэтчер одобряла, по сути, антиконституционные меры, которые принимало правительство Ельцина, включая разгон Парламента. И это, заметьте, представитель страны, в которой Верхняя палата Парламента не избирается, Тэтчер бала сторонницей отмены существовавшей тогда Конституции и непосредственно это советовала. Её влияние после отставки только возросло.

Соблазн превращения Тэтчер в икону сохраняется для нашего истеблишмента. Это очень плачевная ситуация. Тогда как в действительности иконой Тэтчер должна стать для Китая. Я объясню почему, это очень просто. Реформы Тэтчер привели к тому, что Великобритания стала финансовым центром, центром фактически спекулятивного капитализма. Причем центром слабым, маленьким, находящимся под полным контролем Соединенных Штатов. А вот Китай превратился благодаря этому в промышленный центр. 9/10 товаров, которые мы берем в руки, произведены в Китае, в том числе и потому, что Великобритания отказалась от роли такой вот мировой фабрики, а мировой фабрикой Великобритания являлась на протяжении, по крайней мере, 150 лет. И этот опыт отказа от роли производственного центра, от роли фабрики в мировом масштабе была «подарена» Тэтчер сначала Советскому Союзу, а потом России. В этом не было злого умысла, это уже была ее фатальная ошибка. Она сделала это со своей страной, и она представила это как политическое ноу-хау для других стран. И еще одна фатальная ошибка была у Тэтчер. Вот, судя по ее отношению к нам – а все знают ее фразу, она хрестоматийная «В Росси должно оставаться всего 15 миллионов человек, которые обслуживают нефтегазовую трубу» - с этой фразы должны начинаться все учебники, посвященные политике второй половины ХХ века. Эта фраза свидетельствуют о том, что Тэтчер совершенно не уважала врагов. Если ты не уважаешь врагов – ты обречен на поражение, потому что только в противоборстве и одновременно связке с врагом ты имеешь шанс давать те ответы, которые ты не дашь один на один с самим собой. И цивилизационные ответы, и социально-экономические, и политические, и культурные – какие угодно.

И, конечно же, фатальной ошибкой является, то, что мы воспринимаем упущения Тэтчер за ее достижения. Так же, как было с Черчиллем, потому что фактически Черчилль стал премьером, в эпоху которого закатилась Британская империя. Тэтчер стала премьером, в эпоху которой закатилась Великобритания как производственный центр. И по этому поводу можно скорбеть. Вот это является настоящим предметом скорби".


Андрей Ашкеров, философ
___________
Let it Be
YFP вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 21:51   #83
Приезжий
 Аватар для Diceman
IP:
Сообщений: 41
"Спасибок": 5
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

замечательный очерк.
передает мои идеи по поводу смерти Тетчер
Diceman вне форума  
Сказавших "Спасибо!": 1 (показать список)
Ответить с цитированием Вверх
Старый 15.04.2013, 23:36   #84
Житель
 Аватар для jurnalist
IP:
Сообщений: 196
"Спасибок": 164
Очки репутации: 0
Мнения:
Доп. информация
По умолчанию

Надо было родиться Тэтчер,чтобы ею быть.Это тип человека-диктатора,независимо от пола.Разве не усматриваются такие черты у Тимошенко?Разница только в том,что первая сумела внедрить свои кажущиеся авантюрные экономические реформыь,а второй приходится находится в местах не столь отдаленных.Разница еще в менталитете одной и другой,а главное- Украина не Англия.
jurnalist вне форума  

Ответить с цитированием Вверх
Старый 17.04.2013, 13:08   #85
YFP
Почетный легион
 Аватар для YFP
IP:
Сообщений: 7,548
"Спасибок": 8,661
Очки репутации: 0
Мнения: 4339
Доп. информация
По умолчанию

___________
Let it Be
YFP вне форума  

Ответить с цитированием Вверх

Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе

Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Померла "символ Помаранчевої Революції" баба Параска boroda Политика Украины 20 28.11.2010 21:10


Часовой пояс GMT +3, время: 06:10.


Работает на vBulletin® Версия форума 3.х.х. Copyright ©2000 - 2009, Jelsoft Enterprises Ltd.

© ForumKiev.com 2007 - 2021